Как получилось, что европейцы в XVIII веке «заболели» Китаем и практически в каждом дворце создавали кабинеты или павильоны в китайском стиле? И даже небогатые модницы стремились иметь в своем гардеробе хоть одну китайскую вещицу. Чем их манила эта далекая страна, почему её так превозносили?
Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Шелк пользовался огромной популярностью среди знати. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год!
Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Китайцы рьяно оберегали свой секрет. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, шила в мешке не утаишь, и постепенно технология изготовления этой удивительной ткани стала распространяться по свету.
Первой страной, входящей в западный мир, где появилось своё шелководство, была Византия. Произошло это во времена правления императору Юстиниана I (483-565). В VI веке персы освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании. Итальянский шелк берет свое начало, как считается, от двух тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.
В конце XVII века в Европе появился китайский фарфор. Легкие, тончайшие изделия, покрытые искусными росписями, сразу же привлекли внимание знати. К тому же фарфоровая посуда более гигиеничная, нежели золотая и серебряная. Китай стал ассоциироваться с фарфором: не случайно слово china (Китай) также переводится как «фарфор», «фарфоровые изделия».
В 1708 году в Саксонии был открыт способ производства фарфора, а спустя два года, в 1710 году в Мейсене был открыт первый фарфоровый завод. Однако на первых порах мейсеновский фарфор копировал китайские изделия. Фарфоровое производство во Франции «курировала» фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур.
Вскоре после этого Европу захватила мода на «китайщину» — китайскую живопись, декоративно-прикладное искусство. В королевских резиденциях стали возводить беседки, павильоны и дворцы, выполненные в китайском стиле.
Большую роль в возникновении интереса к Китаю сыграла Ост-индская компания, посредством которой в Европу из Китая завозились предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, шелк, фарфор, ширмы, обои и многое другое. Китайские изделия были дорогие, и потому появились многочисленные вариации на их тему. Однако китайская философия, лежащая в основе китайского искусства (и всей китайской культуры в целом), осталась в целом непонятой: в XVIII веке было еще слишком мало серьезных исследований, посвященных Поднебесной. Художники, декораторы, архитекторы руководствовались, скорее, собственными представлениями и фантазиями о Китае.
Так появился стиль в европейском искусстве, который получил название шинуазри (или шинуазери, от фр. Chinoiserie), являющийся частью ориентализма и рококо в целом.
В XVIII веке Китай находился на пике своего могущества. Китайская политическая система казалась европейцам разумной и логичной, и была образцом для подражания. Китай в их представлениях был «Страной мудрецов», олицетворением идеала Просвещенной монархии.
В России шинуазри быстро завоевал популярность. Во многих дворцах создавали кабинеты, оформленные в китайском стиле, например, в Екатерининском дворце Царского Села, Большом дворце Петергофа, Меншиковском дворце Санкт-Петербурга и т.п. Многие постройки в «китайском вкусе» были созданы архитектором Антонио Ринальди (1709-1794). Он спроектировал Китайский Дворец в Ораниенбауме, строительство которого продолжалось с 1762 по 1768 годы.
Большое число построек в стиле шинуазри было возведено в Царском Селе: Большой и Малый Каприз, Китайская деревня, Скрипучая беседка, Крестовый мост, Китайский театр, Китайские мостики, Драконов мост, Большой китайский мост. Их автором был А.Ринальди, а непосредственными исполнителями — архитекторы Ч.Камерон и В.П.Неелов.
Все эти постройки являются, скорее, фантазиями на тему Китая, мало напоминающими аутентичные китайские сооружения.
Большой интерес к Китаю испытывал Вольтер. В таких его произведениях как «Опыт о нравах и духе народов», «Китайский катехизис», а также «Философском словаре» и пьесе «Китайский сирота», мы найдем немало интересных суждений мыслителя о китайской истории, политической системе, философии и религии, нравах и обычаях Поднебесной. Особо Вольтера интересовал Конфуций, главным принципом учения которого он считал естественную мораль, которая была близка идеям Просвещения XVIII века.
- По теме: Конфуций: жизнь и учение
Екатерина Великая, которая переписывалась с Вольтером, безусловно была знакома с «китайскими» идеями Вольтера. Возможно, этим можно объяснить, что именно китайский стиль был выбран для оформления парадного въезда в летнюю императорскую резиденцию — Царское Село.
Со временем интерес к Китаю в европейском обществе несколько утих. В XIX-XX веках Поднебесная переживала тяжелые времена: Опиумные войны, Тайпинское восстание, Ихэтуаньское (Боксерское) восстание, Синьхайская революция и свержение династии Цин, японо-китайская война, революция 1949 года и создание КНР, Культурная революция… Китай уже не казался той идеальной страной, которой хотелось бы подражать.
После начала политики реформ и открытости мир снова заинтересовался Китаем. Но уже на новом уровне, с другим, более глубоким пониманием китайской культуры и философии. Сегодня уже не надо фантазировать о далекой неведомой стране. Китай стал намного ближе, чем он был три столетия назад.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.