Почерк лишу 隶书 lìshū является водоразделом между «древней» 古文 gǔwén и «современной» 今文 jīnwén письменностью и входит в число последней. Для человека, владеющего китайским языком, чтение текстов, записанных стилем лишу, как правило, не представляет особой сложности, поскольку большинство иероглифов очень похожи на те, которые используются сейчас (разумеется, их полная, а не упрощенная форма).

Надпись на стеле Чжанцянь 张迁碑
Один из знаменитых образцов стиля лишу — надпись на стеле Чжанцянь 张迁碑 (провинция Шаньдун), Восточная Хань, 185 год

Унифицированный почерк сяочжуань 小篆 xiǎozhuàn («малая печать»), введенный при императоре Цинь Шихуанди 秦始皇帝 (259-210 до н.э., правитель империи Цинь 秦 с 221 г. до н.э.), пришел на смену разнописям «шести царств» эпохи Сражающихся царств (475-221 до н.э.). Однако несмотря на свою эстетическую привлекательность и четкость, он был весьма трудоемким. А централизованной империи требовался более удобный и быстрый способ письма.

Название лишу 隶书 означает «официальное письмо». По преданию, его создал циньский каллиграф Чэн Мяо 程邈. Однако, по мнению ряда китайских исследователей, зачатки письма лишу прослеживаются еще в период Сражающихся царств. Считается, что лишу первоначально сложился в среде циньских чиновников, тюремщиков и заключенных, стремящихся облегчить канцелярскую работу. Это прослеживается и в значениях иероглифа 隶 — «подчиненный», «зависимый», «слуга», «раб» и т.п.

Выделяют две разновидности лишу. Первая — это сохранивший черты переходного от сяочжуани «циньский лишу» 秦隶 qínlì, который также называют «древним лишу» 古隶 gǔlì.

Бамбуковые планки из Шуйхуди
Бамбуковые планки из Шуйхуди 睡虎地秦简 (пров. Хубэй) являются образцом раннего циньского лишу и довольно близки почерку сяочжуань

Более поздняя разновидность лишу — «ханьский лишу» 汉隶 hànlì, или «современный лишу» 今隶 jīnlì, который также именуют «восьмидольным письмом» 八分书 bāfēnshū.

Ханьские бамбуковые дощечки из [развалин заставы] Цзюйянь
Ханьские бамбуковые дощечки из [развалин заставы] Цзюйянь 居延汉简 (хошун Эдзин-Ци, Алашань, Внутренняя Монголия) — образец ханьского лишу
Появление лишу можно назвать настоящей революцией в истории китайской письменности. Лишу разрушил пиктографический характер древнекитайской письменности, в т.ч. письма чжуаньшу 篆书. Появился фиксированный набор черт — точки, горизонтальные, вертикальные, ломанные, откидные, восходящие, крюки, из которых формировались иероглифы.

Китайская иероглифика
На этой иллюстрации можно проследить как изменялось написание иероглифов тигр 虎, слон 象, олень 鹿, птица 鸟 в разных стилях письма, от пиктографического к абстрактному изображению: иньские гадательные надписи 甲骨文, надписи на бронзовых сосудах 金文, стиль сяочжуань 小篆, стиль лишу 隶书 (в бордовой рамке), стили кайшу 楷书, цаошу 草书, синшу 行书.

Иероглифы, написанные стилем лишу, имеют прямоугольную форму и слегка вытянуты по горизонтали. Их черты имеют изысканную форму и описываются как «Голова шелкопряда, хвост гуся» 蚕头雁尾 cántóu yànwěi (вар: «Голова шелкопряда, хвост ласточки» 蚕头燕尾), «На одной волне три излома» 一波三折 yībō sānzhé.

надпись со стелы Иин 乙瑛碑
Один из лучших образцов стиля лишу — надпись со стелы Иин 乙瑛碑, Восточная Хань, 153 год н.э. Находится в храме Конфуция в Цюйфу. Фрагмент

Лишу в качестве официального письма просуществовал до эпохи Тан (618-907), когда его постепенно сменил зародившийся еще в эпоху Восточная Хань (25-220) стиль кайшу 楷书 kǎishū, который мы используем до сих пор. Кстати, интересно, что в период династий Цзинь − Тан кайшу именовали «современным лишу» 今隶. Из скорописного варианта лишу произошла скоропись цаошу 草书 cǎoshū.

Каллиграфы по-прежнему нередко обращаются к стилю лишу. Его также можно встретить на вывесках некоторых китайских магазинов, в книгах, на открытках и т.п.

Отрывок из «Тысячесловия» 千字文, записанный в стиле лишу
Отрывок из «Тысячесловия» 千字文, записанный в стиле лишу. Каллиграфия Яо Юаньчжи 姚元之 (1783-1852)

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.