Одной из разновидностей кайшу 楷书 kǎishū — уставного стиля письма, является стиль тонкого золота 瘦金书 shòujīnshū. Его отличает тонкость и свобода, элегантность и твердость линий.

Истоки стиля тонкого золота можно проследить в каллиграфии Сюэ Яо 薛曜 (? — 704), чиновника и каллиграфа эпохи Тан, но собственно создателем этого стиля является Чжао Цзи 趙佶 — восьмой император династии Северная Сун Хуэй-цзун 宋徽宗 (1082 — 1135, на престоле в 1100 — 1126 годах).

Император Хуэй-цзун прекрасно разбирался в каллиграфии и живописи, чайной церемонии и музыке. Он внес большой вклад в сохранение древнего культурного наследия и развитие придворной живописи, способствовал процветанию императорской Академии Ханьлинь 翰林 hànlín и лично руководил Академией живописи в составе Ханьлиньской академии.

Однако он оказался неважным государственным деятелем, что в конечном итоге привело к захвату и разграблению столицы — города Кайфына чжурчжэнями (династия Цзинь) и пленению императорского дома, повлекшему за собой падение династии Северная Сун. Император провел в плену восемь лет и в конце концов был замучен до смерти.

Чжао Цзи, император Хуэй-цзун династии Северная Сун
Чжао Цзи, император Хуэй-цзун династии Северная Сун

Первоначально это письмо называлось 瘦筋书 shòujīnshū, т.е. «стиль тонких (тощих) сухожилий», однако из-за уважения к императору иероглиф 筋 jīn (мышца, сухожилие) был заменен на более изящный омофонjīn (золото).

Одним из самых ярких текстов, написанных стилем тонкого золота, является «Тысячесловие» 千字文 qiānzìwén, подаренное в 1104 году 23-летним императором придворному евнуху, военачальнику и советнику Тун Гуаню 童贯 (1054 — 1126). Высота свитка составляет 30,9 см, длина — 322,1 см. В каждом столбце насчитывается 10 иероглифов. В настоящее время оригинал свитка хранится в Шанхайском музее. Существуют и другие списки этого текста.

"Тысячесловие", написанное императором Хуэй-цзуном в стиле тонкого золота
«Тысячесловие», написанное императором Хуэй-цзуном в стиле тонкого золота (первый лист)
"Тысячесловие", написанное императором Хуэй-цзуном в стиле тонкого золота (последний лист)
«Тысячесловие», написанное императором Хуэй-цзуном в стиле тонкого золота (последний лист)

Стиль тонкого золота прекрасно гармонирует со стилем живописи 工笔 gōngbǐ (досл. «прилежная кисть»), который характеризуется тонкой манерой письма и тщательной прорисовкой сюжета. Кисти Чжао Цзи принадлежит немало картин с изображением цветов и птиц, написанных в «придворном стиле» 院体画 yuàntǐhuà той эпохи. В его работах органично сочетаются поэзия, каллиграфия, живопись и печати, что стало эталоном для мастеров последующих эпох.

Золотистый фазан на гибискусе 芙蓉锦鸡, работа императора Хуэй-цзуна
Золотистый фазан на гибискусе 芙蓉锦鸡, работа императора Хуэй-цзуна
Журавли, несущие счастливое предзнаменование
Журавли, несущие счастливое предзнаменование 瑞鹤, работа императора Хуэй-цзуна (по клику откроется в большом размере)

Иероглифы в стиле тонкого золота также можно увидеть на монетах эры Чуннин 崇宁 (девиз правления императора Хуэй-цзуна).

Монета эры Чуннин с надписью в стиле "тонкого золота"
Монета эры Чуннин с надписью в стиле тонкого золота с иероглифами 崇宁通宝 (монета в обращении эры Чуннин)

Стиль тонкого золота требует чрезвычайно высоких навыков каллиграфии, самосовершенствования и спокойного состояния ума. Хотя многие каллиграфы впоследствии изучали этот стиль письма, лишь немногие смогли ощутить его очарование и достичь в нем высот. Это, несомненно, является еще одним доказательством высочайших навыков каллиграфии Чжао Цзи — императора Хуэй-цзуна династии Северная Сун.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.