Цзицзан 吉藏 (549-623) является главным систематизатором учения китайской буддийской школы саньлунь 三论宗 (школы трех трактатов). Он оказал значительное влияние на развитие китайской буддийской философии. В «Сюй гао сэн чжуань» («Дополнения к жизнеописаниеям достойных монахов»), в цзюане 11 приведена биография Цзицзана.

Zizang
Цзицзан

Родовая фамилия Цзицзана — Ань 安, означающая, что он был выходцем из Центральной Азии (от названия Аньси — Парфия). Дед Цзицзана, скрываясь от преследований, был вынужден покинуть родину и переселиться в Китай, в Наньхай; впоследствии семья Цзицзана осела в Цзиньлине (совр. г. Нанкин). Сам Цзицзан родился уже в Цзиньлине в 549 г. во время правления Лянского императора У-ди (502-549), вошедшего в историю как покровитель буддизма. Еще ребенком Цзицзан познакомился со знаменитым буддийским проповедником и переводчиком Чжэньди (Парамартхой). Именно Парамартхе Цзицзан обязан своим именем.

В семье Цзицзана царила благочестивая буддийская атмосфера — отец был последователем буддийского учения и впоследствии стал монахом, получив в монашестве имя Даолян. Он часто брал сына в монастырь Синхуан. В то время там жил и проповедовал знаменитый монах Фалан (507-581), который был приверженцем доктрины шуньи («пустоты»), изложенной в трех трактатах («Мула-мадхьмика-карики», 中论 «Двадаша-мукха-шастра» 十二门论 и «Шата-шастра» 百论). В возрасте 7 лет родители отправили Цзицзана к нему в монастырь. Однако в биографии Цзицзана его учителем назван не Фалан, а Даолан, что является ошибочным. Даолан жил веком ранее и был четвертым патриархом саньлунь. С 14-ти лет Цзицзан начал изучать «Бай лунь» («Шата-шастру»). Современники отмечали поразительную память Цзицзана: он легко пересказывал комментарии Фалана, ничего не пропуская.

Когда Цзицзану был 21 год, умер Парамартха, учитель, который оказал на него большое влияние. Через 12 лет, в 33 года Цзицзан потерял и Фалана. Однако к этому времени жизненное кредо и философско-религиозные взгляды Цзицзана уже сформировались. Его известность росла день ото дня, к нему благоволил Чэньский князь Гуэй Ян.

Эта эпоха была непростой в истории Китая: постоянные войны и мятежи сменяли друг друга. В то время Цзицзан занимался сбором многочисленных буддийских сочинений и комментариев к ним, существовавших тогда на китайском языке, а уже после войны осуществил их систематизацию.

Вскоре после того, как династия Суй завоевала район Бай Юэ (совр. пров. Чжэцзян и Фуцзян), Цзицзан покинул Цзиньлинь и отправился на восток, на территорию У Юэ (совр. пров. Чжэцзян), где на протяжении 15 лет жил в Хуэйцзи (совр. пров. Чжэцзян, уезд Шаосин) в монастыре Цзясян-сы, расположенном на горе Циньван. Здесь Цзицзан занимался активной проповеднической и комментаторской деятельностью. В его биографии говорится, что количество слушателей Цзицзана часто достигало тысячи с лишним человек. Именно отсюда пошло прозвище Цзицзана — Цзясян даши («Великий учитель из Цзясяна»). В это же время Цзицзан начал толковать «Лотосовую сутру». В 597 году он отправил свои комментарии к сутре основателю школы тяньтай Чжии (538-597) с тем, чтобы тот также прокомментировал ее; но Чжии в тот момент болел и вскоре умер. Однако Цзицзан смог познакомиться с доктриной школы тяньтай благодаря ученику Чжии Гуаньдину (561-632).

В последний год эры Кайхуан (589-600) Суйский Ян-ди (годы царствования: 605-618 гг), в то время наследник престола, основал 4 буддийских монастыря: Хуэйжи-сы в Янчжоу и три монастыря – Цинчань-сы, Жиянь-сы и Сянтай-сы в Чанъани. После восшествия Ян-ди на престол, в 606 году Цзицзан по приказу императора поселился в монастыре Хуэйжи-сы, а затем переселился в Жиянь-сы. Трактат «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр») был написан как раз во время его пребывания в Хуэйжи-сы. Об этом упоминается в заглавии сочинения: «Составлено по повелению монаха Цзицзана из монастыря Хуэйжи в [эпоху] Суй».

Комментарии Цзицзана к трем трактатам были завершены уже во время его пребывания в монастыре Жиянь-сы. В это время он также дискутировал с Сэнцанем, по прозвищу «Учитель шастр трех государств» (сань го лунь ши). Цзицзан участвовал в дискуссиях более 40 раз и, наконец, одержал победу. Благодаря этому известность Цзицзана значительно возросла, люди охотно оказывали ему материальную помощь. Он использовал эти средства на проповеднические нужды, в частности, сделал 2 тысячи копий «Лотосовой сутры», а также написал двадцать пять буддийских икон.

В те времена в монашеской среде царила смута, многие монахи вели недостойный образ жизни. Это вынудило танского императора Гао-цзу (618-626 гг. у власти) ввести титул «высокодобродетельного монаха», который был присужден десяти монахам, имеющих безупречное поведение и заслуги. Цзицзан вошел в их число.

Цзицзан некоторое время также жил в чанъаньских монастырях Шицзи-сы и Диншуэй-сы, а затем переселился в Яньсин-сы. Это нашло отражение в заглавии биографии Цзицзана: «Биография Ши Цзицзана из монастыря Яньсин-сы, [что] в танской столице».

Цзицзан имел большое влияние на людей, в частности, на правящие круги танского Китая. Со многими из них его связывала дружба. Перед смертью он направил императору Гао-цзу завещательный доклад. Цзицзан скончался в 6-й год эры У-Дэ эпохи Тан, т.е. в 623 году, в возрасте 75 лет. Перед смертью он написал сочинение «Рассуждения об отсутствии страха смерти» («Сы бу бу лунь»), в котором провозглашалось, что не следует бояться смерти, а надо бояться рождения, ибо родившийся непременно умрет.

Цзицзан активно занимался проповеднической деятельностью и после своей смерти оставил большое количество сочинений, часть из которых к настоящему времени утрачена. Однако все важнейшие сочинения Цзицзана («Сань лунь сюань и» 三论玄义 – «Сокровенный смысл трех шастр», «Эр ди и» 二谛义 – «Смысл двух истин», «Да шэн сюань лунь» 大乘玄论 – «Рассуждения о сокровенном в махаяне» и др.) сохранились, что позволяет довольно точно реконструировать религиозно-философские взгляды Цзицзана.

Для исследователей китайского и всего буддизма в целом, произведения Цзицзана имеют особую ценность, поскольку в них содержится не только философский, но и богатый исторический материал, в частности, информация о буддийских школах, существовавших во время династий Суй и Тан в Китае (школы Абхидхармы, чэнши, шэлунь , дилунь , тяньтай и др.). За исключением последней школы, сочинения других школ практически не дошли до сегодняшнего дня. И именно произведения Цзицзана дают возможность достаточно полно реконструировать их учения. Кроме того, в его трактатах содержится информация о буддийских школах, существовавших в то время в Индии, а также школах «внешнего пути» — брахманизме, джайнизме, шести даршанах и т.д., проводится критика китайских классических учений — конфуцианства и даосизма.

У Цзицзана было множество учеников, из которых наибольшей известностью пользовались Хуэйюань, Чжиба, Чжикай, Чжимин, Учитель Шофа (Шофа-ши), Хуэйгуань. Гаолийский (корейский) монах Хуэйгуань (корейск. Пикван, яп. Экван) в эпоху Суй в монастыре Цзясян-сы от Цзицзана перенял учение и в 624 году отправился в Японию проповедовать учение, поэтому первой буддийской школой в Японии периода Нара (710-784 гг.) может считаться саньлунь-цзун (яп. санрон-сю).

Опубликовано: Анашина М.В. Учение школы саньлунь. Автореферат. М., 2005. С.15-16

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.