14 августа — день рождения португальской корриды (Tourada, турада или торада), который ежегодно отмечается в Абиуле. Уже давно среди защитников животных раздаются требования запретить корриду. Действительно, что это: высокое искусство, имеющее многовековую историю, или кровавый пережиток прошлого?
Тавромахия
С древних времен в странах Средиземноморья существовала тавромахия — в переводе с греческого «борьба с быком». На греческих амфорах этот сюжет встречается весьма часто. Со временем она сохранилась только в Испании и Португалии. Первоначально коррида была необходимым занятием, позволявшая аристократам отточить свое искусство ведения боя и дуэли. В Португалии она появилась в XII веке. Кардинальное отличие португальской торады от испанской корриды — наличие конного всадника и сохранение на арене жизни быку.
Турада (торада)
В тураде несколько действующих лиц: кавальеро (всадник), лошадь, форкадос, или фуркадуш (пешие бойцы) и бык.
Главная цель турады (торады) — это вовсе не кровавый бой с беззащитным быком. Это — виртуозное владение собой и лошадью перед лицом грозного противника. Это — танец со смертью, в котором человек и лошадь сливаются в единое целое, становятся кентавром и, в конечном счете, обретают самих себя.
Лошадь в тураде
К лошади в тораде особые требования. Она должна быть выносливой, бесстрашной, хорошо поддаваться дрессуре и, главное, чувствовать и беречь человека. Именно поэтому с XVIII века в основном используются жеребцы лузитанской породы, обладающие этими качествами. Работа с лошадью начинается в 4 года, но только к 10 годам лошадь считалась готовой к бою на арене. К этому времени обычно конь находится в расцвете своих сил и обретает «чувство человека». Если кавальеро получал ранение, это считалось позором для лошади, демонстрировало ее неумение беречь человека. Как правило, всадник сам готовил лошадь, не поручая эту работу тренеру. Благодаря этому между ними возникала особая связь. Лошадь в тораде должна была полностью владеть всем искусством Высшей школы, быть прекрасно выезженной. Часто именно она становится звездой и зрители едут за сотни, тысячи километров, чтобы посмотреть на ее выступление.
Бык для турады
В тораде допускаются быки в возрасте 4-6 лет и имеющие вес не менее 450 кг. Существует также особая разновидность: новильяда — бой с молодым быком. Дикие быки (touro bravo), по типу близкие к турам, разводятся на специальных фермах, где не допускается их контакт с посторонними людьми и другими быками. На арену бык выходит только один раз в жизни, ибо он быстро учится и через полчаса боя начинает полностью понимать всю технику и становится смертельно опасным для окружающих. В прежние времена быка действительно убивали на арене, но с XVII в. специальным указом это было запрещено. По легенде, граф Аркуш, бесстрашный кавальеро, получивший смертельное ранение, просил короля Педру II сохранить жизнь быку. Сейчас быков после поединка либо отправляют на бойню (их мясо очень высоко ценится, поскольку они выращены в экологически чистых условиях безо всяких стимуляторов роста), либо пускают в разведение. Во время боя на рога быка надевают специальные кожаные наконечники, укрепленные изнутри сталью. В этом еще отличие португальской торады от испанской корриды, в которой допускается подпиливать рога на 2 см и таким образом несколько дезориентировать быка, который прекрасно знает длину своего рога.
Люди: кавальеро и форкадос (фуркадуш)
В тораде принимает участие кавальеро — конный всадник и форкадос (фуркадуш) — 8-10 пеших бойцов. В задачи кавальеро входит вонзить в быка 6 пик (фарпа), имеющих острый крючок на конце длиной 2 см. Пешие бойцы должны провоцировать, загнать и увести быка. В прежние времена только аристократ мог быть кавальеро, форкадос же как правило были простолюдины в возрасте 20-30 лет.
Торада тесно переплетена с Высшей школой (Haute Ecole) верховой езды (подробнее об искусстве Высшей школы вы можете прочитать в статье «Испанская школа верховой езды в Вене: гармония всадника и лошади»). Ее важнейшая цель — подготовить безупречную пару «всадник-лошадь», способную вести бой. В прежние века именно от слаженной работы этой пары зависела не только жизнь конкретного всадника и лошади, но и подчас исход всей войны. И здесь я хотела бы процитировать Лидию Артамонову, долгие годы обучавшуюся в Португалии искусству Высшей школы и торады.
Высшая школа создавалась и была адресована людям, в высшей степени артистически одаренным, интеллектуально развитым и глубоко и разносторонне образованным. Она была безусловной потребностью эпохи гуманизма — эпохи Возрождения, с ее эстетическими, этическими и военными запросами.
Последним пережитком этого духовно щедрого времени и упреком механистичности современного спорта остается корридный поединок, воспевающий лошадь — виртуоза и артиста. Поэтому до сих пор практически не существует и, скорее всего, никогда не будет существовать ни одного тавромахического всадника без высшего и, чаще всего, престижного образования. Равно как всегда и теперь Вена, не скрывающая однозначную привязанность к традиции, набирает подростков-мальчиков тринадцати лет, не испорченных практикой конного спорта, по интеллектуальным и физическим тестам, оставляя за собой право отчислить аспиранта, если по окончании средней школы он не стремится получить высшего гуманитарного образования. Именно таковой была последняя воля Алоиза Подгайского, свободно владевшего пятью языками…
… Вообще духом гуманизма принято считать, помимо набора чисто специальных познаний, то состояние души человека, при котором самоограничение и чувство меры являются внутренней потребностью.
Это та самая практика просвещенной и цивилизованной власти над другим существом, которая не приемлет тупую ярость и низкое насилие, сопряженное с первозданной агрессией.
Это состояние поиска внутренней и внешней гармонии, которое по определению исключает практику самоутверждения через умаление достоинства существа более слабого и, во всяком случае, всецело зависимого.
Это система воспитания, возводящая исполнение кодекса чести до безусловного рефлекса.
Именно поэтому до сих пор на фасадах португальских школ верховой езды неизменно выложено сине-белой плиткой: «Если хочешь подчинить коня, научись контролировать себя«.
(Л.Артамонова, А.Евдокимов. Учебник по выездке спортивной лошади. М.,2007. С.6-7)
Времена изменились. Эпоха конного боя, средневековые кодексы чести канули в прошлое. И подчас торада воспринимается именно как кровавый пережиток прошлого. Но может, за ней стоит более глубокая философия?
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.