Испанская школа верховой езды в Вене… Наверное, нет ни одного конника, у которого бы не забилось учащенно сердце и не загорелись бы глаза при этом словосочетании. Да и те, кто далек от конного мира, увидев искусство Школы, не останется равнодушным. Искусство, мастерство, традиции, единство всадника и лошади – это все Испанская школа верховой езды в Вене.

Испанская школа верховой езды в Вене. Тренировка
Испанская школа верховой езды в Вене. Тренировка

История школы

Впервые Школа упоминается в 1572 году, когда в Вене было построено деревянное сооружение Spanische Reitshule – Школа испанской верховой езды. В 1580 году эрцгерцог Карл Штирийский основал придворные конюшни в деревне Липица близ Триеста. В результате скрещивания арабских, испанских, датских, немецких, египетских и других лошадей здесь была выведена порода липицианов. Собственно, слово «испанский» в названии относится к лошадям: первоначально в школе работали с испанскими породами. В 1681 году император издал указ о строительстве в Вене во дворце Хофбург каменного манежа. Строительство зимнего манежа Winterreitshule было начато в 1729 году и закончено в 1735 году. Его архитектором был знаменитый Йозеф Эммануил Фишер фон Эрлах.

Манеж представляет собой большой белый зал с двумя галереями, ограниченных 46 коринфскими колоннами. Здесь проводились турниры, праздники, чествования, банкеты, заседал парламент. Эти стены помнят выступления Бетховена. Напротив входа в ложе висит портрет Карла VI верхом на липициане. И до сих пор берейторы чествуют императора.

Испанская школа верховой езды в Вене. Тренировка
Испанская школа верховой езды в Вене. Тренировка

После Первой мировой войны, когда Липица отошла к Италии, конный завод был переведен в Пибер (Piber Stud Farm), в 40 км от Граца, второго по величине города Австрии. В конце Второй Мировой войны Школа едва не погибла. Жеребцов удалось вывезти из горящей в результате авианалетов союзников Вены. Эвакуированные конюшни, где находились кобылы с жеребятами, оказались на территории, которая по Ялтинскому соглашению отходила в зону влияния СССР. Лишь благодаря тайной операции «Ковбой» лошадей удалось спасти – вряд ли в разрушенной после войны стране могли сохранить эту прекрасную породу и традиции Школы.

Многие берейторы Испанской школы верховой езды в Вене прославились и как спортсмены. Так, Алоис Подгайский, обер-берейтор с 1935 года, директор Школы в 1939-1964 годах, в 1936 году стал бронзовым призером Олимпийских игр, неоднократно побеждал в международных соревнованиях. Его книга «Классическое верховое искусство» (1965) является подробным изложением традиций и методов школы. Однако в целом для Школы характерно сохранение традиций, понимание верховой езды как искусства и гармонии, отказ от конкуренции, популярности и славы. Традиции школы передаются изустно, от учителя к ученику. Впрочем, верховая езда — это не та вещь, которой можно овладеть, читая книги.

Главный принцип Школы: «Непрерывное движение к поставленной цели». В результате последовательных систематических тренировок оттачиваются естественные движения лошади и достигается высочайшая гармония между лошадью и всадником. Гармония осуществляется путем постоянного повышения сбора лошади. Это, в свою очередь, предопределило строго регламентированную традицию подготовки лошадей и всадников.

Обучение лошади

В Испанской школе верховой езды в Вене работают с липицианами – породой лошадей, в жилах которой течет арабская, берберийская и андалузская кровь. Эти лошади отличаются удивительной пластикой, дружелюбием, желанием сотрудничать с человеком.

Жеребята рождаются темными. Лишь к 5-8 годам они станут совершенно белыми. В 6 месяцев происходит их отъем от кобыл, затем несколько лет они пасутся на горных лугах, набираясь сил, тренируя сердце и легкие. В возрасте трех — трех с половиной лет отобранные жеребцы поступают в школу, где начинается их обучение, которое продолжается 8-10 лет.

Обучение лошади состоит из нескольких последовательных этапов. В первом семестре молодые жеребцы только привыкают к рабочей обстановке. Затем начинается совместная работа с человеком. В течение нескольких месяцев лошадь привыкает к седлу. Главное здесь – не форсировать процесс. Затем отрабатывается езда прямо и вперед. Сначала лошадь учится двигаться и уравновешиваться на корде, затем тренируется прямолинейная езда без сбора. Обращают внимание на правильный контакт с поводом. В конце первого года обучения лошадь учат правильно подниматься в галоп. На этом этапе, как правило, молодых лошадей тренируют достаточно молодые всадники, т.к. считается, что опытный всадник будет слишком требовательным к лошади.

Второй этап обучения также продолжается около года. В это время отрабатывается строевая езда, лошадь двигается на всех аллюрах. Внимание уделяется развитию гибкости, для чего работают в углах и на вольтах (по кругу), выполняют боковые движения на рыси. Также лошадь постепенно выпрямляется и собирается. В конце этого периода учат остановкам, пируэтам на шагу и осаживаниям.

Третий этап – самый продолжительный и сложный. Это – Высшая школа, Haute Ecole. Далеко не каждая лошадь в состоянии овладеть этим искусством. К этому времени лошадь должна быть мягкой и собранной. Начинают обучение с менок ног на галопе, постепенно доводя до менок в два темпа, затем – пируэты на галопе, после чего приступают к пиаффе и пассажу. И только тогда, когда лошадь в совершенстве овладела пиаффе, как под всадником, так и на вожжах и в пилярах, начинается работа над школьными прыжками.

Испанская школа верховой езды в Вене. Пиаффе
Испанская школа верховой езды в Вене. Пиаффе
Испанская школа верховой езды в Вене. Работа на вожжах
Испанская школа верховой езды в Вене. Работа на вожжах

Первая фаза обучения школьным прыжкам – левада. Во время пиаффе лошадь постепенно собирается, вся тяжесть ее корпуса переносится на задние ноги, а перед начинает подниматься. В идеале, лошадь должна быть неподвижной, как статуя.

Испанская школа верховой езды в Вене. Левада
Испанская школа верховой езды в Вене. Левада

Овладев левадой, переходят к круппаде – лошадь делает мах передними ногами и отталкивается задними. Несколько таких прыжков называются курбетом.

Следующая стадия – баллотада и каприоль: благодаря сильнейшему толчку задними ногами корпус лошади оказывается в горизонтальном положении.

Испанская школа верховой езды в Вене. Каприоль
Испанская школа верховой езды в Вене. Каприоль

Все эти прыжки считаются сложнейшими элементами, далеко не каждая лошадь может овладеть ими.

Школьные прыжки, или «школа над землей», равно как и вся выездка в целом, первоначально использовались в военных целях. Так, когда лошадь делает пиаффе, она словно пружина, готовая к молниеносной атаке. Левада предназначена для уклонения от противника. Пируэт позволяет быстро развернуться лицом к врагу. Благодаря курбету удается рассеять вражескую пехоту. Совершая каприоль, можно с места перепрыгнуть через головы противника.

Обучение всадника

Сама философия Испанской школы верховой езды в Вене предполагает, что лишь самые талантливые могут достичь высот в верховой езде. На 60 жеребцов в школе приходится 12 выступающих берейторов и 4 ученика. Обучение всадника начинается с 18 лет, при этом, желательно, ученик не должен иметь до этого опыта верховой езды. У ученика два тренера и две лошади – молодая и опытная. К ученикам предъявляются строгие требования, даже после нескольких лет обучения молодой человек может быть отчислен из Школы.

Обучение состоит из нескольких последовательных этапов. На первом этапе, в течение 6-12 месяцев вырабатывается правильная посадка. Ученик ездит только на корде. Затем он пересаживается на опытную лошадь, как правило, лошадь учителя. Через 2-4 года всадник уже может делать все элементы Высшей школы.

Испанская школа верховой езды в Вене. Обучение молодого всадника
Испанская школа верховой езды в Вене. Обучение молодого всадника

Только после 4-6 лет занятий могут доверить обучение молодой лошади. Полный же курс продолжается 6-8 лет. И даже после этого всадники постоянно оттачивают свое мастерство.

Философия Испанской школы верховой езды в Вене

Главные принципы Школы – медлительность, умеренность и терпеливость. Возможно, именно благодаря этому лошади выступают здесь до 30 и более лет, находятся в прекрасной форме. Как отмечал А.Подгайский, цель выездки заключается в том, что «Всадник должен чувствовать, что он является частью лошади». Глядя на выступления Школы, действительно, кажется, что человек и лошадь является единым существом, которое управляется общей волей. Лошадь – не раб, а танцор, который поддерживает человека в воздухе. Школа не требует поспешности. Как отмечал директор Школы Гандлер, «Высшая школа верховой езды как мудрость жизни—она приобретается в зрелом возрасте».

Испанская школа верховой езды в Вене. Выступление
Испанская школа верховой езды в Вене. Выступление

Сегодня Испанская школа верховой езды является одной из достопримечательностей Вены. Ежедневно утром здесь проводятся тренировки, на которых присутствуют зрители. На утреннем выезде отрабатываются упражнения на расслабления мышц и оттачивание движений. Школьные прыжки в это время можно увидеть лишь изредка, поскольку каждый день они не отрабатываются.

Испанская школа верховой езды в Вене. Школа над землей
Испанская школа верховой езды в Вене. Школа над землей

Выступления проводятся только раз в неделю. По традиции, на выступлении белых (точнее серой масти) лошадей, обязательно должен быть один вороной жеребец. Особенно поражает воображение «Балет белых жеребцов», включающий в себя па-де-де, работу на вожжах в руках, кадриль с восемью жеребцами и «Школу над землей».

Испанская школа верховой езды в Вене. Балет белых жеребцов
Испанская школа верховой езды в Вене. Балет белых жеребцов

Адрес и билеты в Испанскую школу верховой езды в Вене

  • Адрес: Michaelerplatz, 1
  • Телефон: +43 (01) 533 90 31
  • Режим работы: вторник-суббота 12:30-17:00, экскурсии в Испанскую школу верховой езды в Вене и Музей липицианов
  • Стоимость билета (входа): около 16 евро
  • Email: office@srs.at
  • Сайт: http://www.srs.at/

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.