Александров расположен в 100 километрах от Москвы и входит в число городов Золотого кольца. В 1508-1513 годах великий князь Василий III построил здесь великолепную загородную резиденцию. С 1564 по 1581 год в Александровой слободе жил Иван Грозный, бывая в Москве лишь наездами. Небольшой Успенский монастырь, учрежденный в середине XVII века в южной части Государева двора, где находилась женская половина, в последние десятилетия XVII века занял всю территорию бывшей царской резиденции. В это время были снесены многие жилые и хозяйственные постройки бывшего Государева двора. В наши дни монастырь соседствует с музеем-заповедником «Александровская Слобода».
♦ По теме: Город Александров во Владимирской области: история и достопримечательности
В документах XIV-XV веков Александров именовался Великая Слобода, а с начала XVI века — Новое село Александровское, либо Александрова (Александровская) Слобода. Она находилась на дороге между Троице-Сергиевым монастырем и Переславлем-Залесским, поэтому московские князья, ездившие на богомолье в Переславль-Залесский, часто останавливались здесь на отдых. Великий князь Василий III обустроил в Слободе одну из своих дальних резиденций.
Автором многих построек великокняжеской резиденции был знаменитый итальянский архитектор Алевиз Новый. Возведенный в 1508-1513 годах в «европейском стиле» деревянный с каменными палатами дворец Василия III до наших дней не дошел. Сохранились лишь храмы того времени. На размах резиденции косвенно указывает размер и роскошь отделки Покровского (позднее — Троицкого) собора, бывшего в то время третьим по величине храмом Московского царства после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. На значимость Слободы также указывает строительство в 1508-1513 годах первого на Руси шатрового храма — Троицкой (позднее — Покровской) церкви.
После смерти Василия III село стало «опришным» владением его вдовы Елены Глинской. В 1534 году вокруг дворцово-храмового комплекса были возведены деревянные крепостные стены с воротами и выкопан ров.
Иван Грозный любил Александровскую Слободу и в период с 1532 по 1563 год бывал здесь более десяти раз. 3 декабря 1564 года вместе со своими приближенными он выехал из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыл 21 декабря. После этого он не вернулся в Москву, а отправился в Слободу. По некоторым данным, причиной отъезда из Москвы стала попытка вооружённого мятежа против царя в начале декабря 1564 года.
Отсюда он отослал в Москву две грамоты. Одну — адресованную духовенству, боярам, служилым и приказным людям, в которой обвинял их в том, что они не радели о государе и государстве и не обороняли его от врагов, что притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы. Поэтому царь решил «покинуть свое царство и поселиться там, где ему Бог укажет». В другой грамоте, адресованной московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям, он писал, что «царской опалы и гнева на них нет». Естественно, народ потребовал, чтобы бояре и духовенство ехали в Александрову Слободу бить челом царю и просить его вернуться обратно в столицу. В феврале 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства. Была учреждена опричнина.
Большую часть времени Иван Грозный проводил в Александровой Слободе, приезжая в Москву «не на великое время». Известный русский историк Василий Осипович Ключевский так описывает жизнь Ивана Грозного здесь:
В этой берлоге царь устроил дикую пародию монастыря. Он подобрал три сотни самых отъявленных опричников, которые составили братию, сам принял звание игумена, а князя Афанасия Вяземского облек в сан келаря. Царь покрыл этих штатных разбойников монашескими скуфейками, черными рясами, сочинил для них общежительный устав, сам с царевичами по утрам лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе и клал такие земные поклоны, что со лба его не сходили кровоподтеки. После обедни, за трапезой, когда веселая братия объедалась и опивалась, царь за аналоем читал поучения отцов Церкви о посте и воздержании. Потом он одиноко обедал сам, после обеда любил говорить о законе, дремал или шел в застенок присутствовать при пытке заподозренных.
Обычно царь молился в Покровской (в прошлом — Троицкой) церкви — домовом храме Государева двора. При Василии III и Иване IV она была композиционным центром жилой, деревянной части дворца. Троицкая церковь находилась на половине великого князя, а на женской половине стояла Успенская церковь.
При Иване Грозном Слобода была перестроена, «возобновлены» в дереве старые постройки, возведена каменная стена. Новых храмов в этот период построено не было, только перестроена церковь Алексея митрополита Московского в Распятский храм-колокольню — шатровый столп, напоминающий готические шпили Северной Европы. Это была часовая башня, «часобитня», с четырьмя циферблатами на четыре стороны света. На звоннице был установлен трофейный новгородский («пименовский») колокол.
Жизнь в Государевом дворе протекала по строго установленному распорядку (чину), который регулировался часами. Часы имели старорусский (византийский) счет времени, в соответствии с которым сутки делились на дневные и ночные часы, число которых в разное время года было различным.
Помимо храмов и жилых палат, в Государевом дворе существовало обширное хозяйство, которым ведали соответствующие «дворы»: кузнечный, псарский, соколиный, житный, конюшенный, сытный, хлебный двор с сахарной палатой, кормовой, истопничья палата, государев пруд и другие.
К осени 1565 года хорошо укрепленная резиденция превратилась в неофициальную столицу России — главный политический и культурный центр страны и оплот опричнины. Функционировали опричная Боярская дума, ведавший опричным войском Разрядный приказ, Розыскной приказ, руководивший губными старостами Разбойный приказ, отделение Посольского приказа. В подвалах дворца пытали и казнили врагов режима. Из Александрова царские войска отправлялись карать непокорные Клин, Торжок, Тверь, Новгород. С тех пор Троицкий (Покровский) собор украшают Васильевские врата из Софийского собора в Новгороде и старинные врата из тверского Спасо-Преображенского собора.
В Александровой Слободе царь принимал послов из Крыма, Литвы, Речи Посполитой, Швеции, Дании, Англии, папского престола. В 1568 году, когда Москву охватила эпидемия чумы, здесь укрывалась царская семья.
Ансамбль Александровского кремля по своей красоте и величию уступал лишь Московскому Кремлю. Царь приглашал сюда знаменитых зодчих и иконописцев. Лучшие певцы и музыканты со всей страны были свезены в Александрову Слободу. Здесь работал выходец из Новгорода, прославленный русский распевщик (композитор) Федор Крестьянин (Христианин, вторая половина 1530-1607). В «сочинительстве» музыки принимал участие и сам царь.
В 1569 году из Москвы в Александрову Слободу была переведена первая в России типография и открыта первая в России провинциальная «печатня». В 1577 году ученики первопечатника Ивана Федорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев напечатали здесь «Псалтирь Слободскую» — повторение «Псалтири Учебной», изданной в 1568 году в Москве. Помимо книг, печатали листовки против Стефана Батория. Здесь же работала книгописная мастерская, в которой был составлен Лицевой летописный свод. Существует гипотеза, что в Александровской Слободе хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного.
Высокий статус Александровой Слободы подтверждали и царские свадьбы. В 1571 году сюда прибыли на смотр две тысячи красавиц со всей Руси, из которых Иван Грозный выбрал себе жену — Марфу Собакину. Она стала третьей по счету супругой царя, но спустя 15 дней после бракосочетания скончалась, вероятно, была отравлена. Через шесть дней после свадьбы сын Ивана Грозного царевич Иван обвенчался здесь с участницей царского смотра невест Евдокией Сабуровой. В конце 1574 года или в начале 1575 года в соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Александровой Слободе царь венчался без всякого на то церковного разрешения со своей пятой женой — Анной Васильчиковой.
По легенде, в 1573 году в реке Серой, протекающей через Слободу, утопили Марию Долгорукую, которую Иван Грозный заподозрил в неверности после первой брачной ночи. Была ли она официальной женой царя, или это позднейшая выдумка, точно неизвестно.
С пребыванием Ивана Грозного в Александровой Слободе связана история о «Русском Икаре», отраженная в старинном «Сказании о смерде Никитке, холопе боярского сына Лупатова». Смастерив из дерева и кожи крылья, он прыгнул с Распятской церкви-колокольни и облетел вокруг Слободы. Однако Иван Грозный постановил: «Человек не птица, крыльев не имат. Аще же приставит себе аки крылья деревянны — противу естества творит… За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову… А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии сжечь».
16 ноября 1581 года в Александровой Слободе умер сын Ивана Грозного царевич Иван. Согласно наиболее распространенной версии, он получил смертельное ранение во время ссоры с отцом. Почему это случилось, доподлинно неизвестно. По словам папского легата Антонио Поссевино, царь избил беременную третью супругу царевича Елену Шереметеву, в результате чего случился выкидыш. Русские историки — князь Михаил Щербатов, Николай Карамзин и другие, считали, что Иван Грозный, услышав о намерении сына отправиться освобождать Псков от неприятеля, решил, что против него готовится мятеж и в запале несколько раз ударил царевича острым жезлом. Менее популярна версия, что царевич скончался после болезни.
Медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков, проведенные после вскрытия гробницы царевича в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, показали, что допустимое содержание ртути превышено в 32 раза, мышьяка и свинца — в несколько раз. Череп из-за распада костной ткани оказался в очень плохом состоянии, поэтому никаких выводов о возможном смертельном ранении сделано не было.
Траурная процессия отправилась в Москву, и сопровождающий тело сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.
В Смутное время Александровская Слобода была разорена литовскими войсками, деревянные постройки Государева двора сгорели. В конце XVII века, когда Успенский монастырь занял всю территорию бывшей царской резиденции, монастырский духовник игумен Корнилий разрушил практически все сооружения Государева двора, за исключением церквей и некоторых хозяйственных построек. В 1680 году Троицкую церковь перестроили, обратили в трапезную монастырскую церковь и переосвятили в Покровскую. Покровский собор был переосвящен в Троицкий.
Использованные материалы:
- Кавельмахер В.В. Древности Александровой Слободы (Сборник научных трудов) www.rusarch.ru/kavelmakher31.htm
- Информационные материалы музея «Александровская слобода»
- Сайт государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» kreml-aleksandrov.ru
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.