Четыре драгоценности кабинета ученого 文房四宝 wénfáng sì bǎo, или, как их иногда еще называют, 文房四士 wénfáng sì shì включают кисть 笔 bǐ, чернила 墨 mò, бумагу 纸 zhǐ и каменную тушечницу 砚 yàn. Они – обязательная принадлежность образованного человека: на протяжении многих веков каллиграфия входила в перечень предметов, которые сдавали на государственных экзаменах 科举 kējǔ. Название «Четыре драгоценности кабинета ученого», вероятно, сложилось в эпоху Южных и Северных династий (420–589). Каждая из «драгоценностей» нередко представляла собой произведение искусства и объект коллекционирования.
Издавна наиболее ценились кисти, произведенные в Хучжоу 湖笔 húbǐ (провинция Чжэцзян), тушь из Хуэйчжоу 徽墨 huīmò (провинция Аньхой), сюаньчэнская бумага 宣纸 xuānzhǐ (провинция Аньхой) и тушечницы 端砚 duānyàn, изготовленные из камня из ручья Дуань 端石 duānshí (пров. Гуандун). Важно было не только иметь в своем распоряжении высококачественные письменные принадлежности, но и уметь правильно их использовать в соответствии с конкретными художественными задачами.
Кисти
Первые кисти, вероятно, появились еще в эпоху Чжоу (1045-256 до н.э.), о чем свидетельствуют изображения на костях. Самая старая из обнаруженных кистей датируется эпохой правления династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.). Со времен династии Мин (1368-1644) самыми лучшими считаются хучжоуские кисти 湖笔 húbǐ, которые производятся в Шаньляне 善琏 в Хучжоу 湖州 (провинция Чжэцзян).
«Венец кисти» 笔中之冠 bǐ zhōng zhī guān, как образно называют волосяной пучок, делают из белого волоса козы 羊毫 yángháo, «фиолетовой» кроличьей шерсти 紫毫 zǐháo, сибирского колонка 黄鼠狼毫 huángshǔlángháo, волка 狼毫 lángháo и других животных, а также их комбинации. В прошлом, в особых случаях, например, на императорских экзаменах, кисти изготавливали из первых волос с головы ребенка: считалось, что они приносят удачу.
По степени жесткости кисти делятся на мягкие 軟毫 ruǎnháo, смешанные 兼毫 jiānháo и жесткие 硬毫 yìngháo. По размеру шерстяного пучка существуют большие 大楷 dàkǎi, средние 中楷 zhōngkǎi и маленькие 小楷 xiǎokǎi кисти. По длине волос выделяют кисти с длинным волосом 长锋 chángfēng, с волосом средней длины 中锋 zhōngfēng и с коротким волосом 短锋 duǎnfēng.
Для разных стилей каллиграфии и письма используются разные кисти. Каждый тип шерсти обладает определенной емкостью чернил, что определяет назначение и четкость мазка. Большие кисти используются для написания очень крупных деталей, средние — наиболее универсальные, большинство каллиграфических работ написаны именно ими. Маленькие кисти используют для прорисовки тонких деталей. Кисть с длинным волосом лучше удерживает чернила и используется для рисования непрерывных линий, а для каллиграфии лучше подходят кисти со средней длиной волоса.
Ручки кистей, как правило, изготавливают из бамбука, а для более дорогих экземпляров берут сандаловое дерево, нефрит, кость, драгоценные металлы и т.п.
Чернила (чернильная палочка)
Первые чернила для письма появились еще в древности. Их изготавливали из таких природных минералов, как графит и киноварь и формировали в виде шариков. В эпоху Хань или чуть ранее были изобретены твердые чернильные палочки, которые нужно было растирать с добавлением воды на чернильном камне. Для лучшего качества чернил воду рекомендуется слегка подсолить. Чернильные палочки производят из сажи, которую смешивают с клеем и специями. Лучшей считается хуэйчжоуская тушь 徽墨 huīmò, которая производится в Хуэйчжоу 徽州 (провинция Аньхой).
Сажу для палочек получают путем сжигания без доступа воздуха растительных масел: тунгового (древесного), соевого, из семян чая, из древесины сосны и др. Клей производят из яичного белка, кожи рыб, бычьей шкуры и других ингредиентов животного происхождения. Для улучшения внешнего вида чернил и придания аромата и консервирующих качеств используют вещества китайской косметологии и медицины: экстракты ладана, кору гвоздики, окопник, ясень, белый сандал, мускус оленя и др. Цветные чернила получают из масляных чернил с добавлением цветных пигментов, например, киновари. Такими чернилами писали китайские императоры.
Ингредиенты, взятые в определенных пропорциях, тщательно смешивают до получения однородной массы. Затем её разрезают, прессуют в форму и медленно сушат. Процесс сушки продолжается до 6 недель. Если палочка трескается, это свидетельствует о её низком качестве. Готовые чернильные палочки украшают росписями, каллиграфией или тиснением, а также клеймом производителя. Некоторые из них настолько богато украшены, что их используют исключительно в коллекционных целях.
Хорошая чернильная палочка должна быть «твердой как камень, иметь узор, как рог носорога и быть черной, как лаковое дерево» 坚如石,纹如犀,黑如漆 Jiān rú shí, wén rú xī, hēi rú qī. Высококачественная тушь дает насыщенный и ровный цвет мазка. При нажатии такие чернильные палочки издают слегка звенящий звук. Шлифовальная поверхность высококачественной чернильной палочки приобретает в отраженном свете голубовато-фиолетовый блеск. Черный блеск свидетельствует о том, что палочка не очень хорошая, а беловатый блеск – о низком качестве чернильной палочки.
Еще одним критерием качества палочки является шум, который она издает при растирании на чернильном камне. Лучшие чернила, которые делают из мелкозернистой сажи, при растирании практически не издают шума, а само растирание очень мягкое. Громкий или царапающий звук указывает на крупнозернистую сажу в составе чернильной палочки. И, конечно, палочка ни в коем случае не должна царапать чернильный камень.
В настоящее время широкое распространение получила также жидкая тушь. Ею удобно пользоваться, но при этом исчезает очень важный этап работы каллиграфа, настраивающий на работу: растирка туши в каменной тушечнице.
Под разные задачи, стоящие перед художником или каллиграфом, выбираются определённые типы чернил. Так, чернила из масляной сажи содержат много клея и поэтому почти не растекаются. За счет этого они дают черный теплый цвет и являются универсальными для каллиграфии и живописи. Тушь из сосновой сажи растекается сильнее из-за меньшего содержания клея и идеально подходит для каллиграфии и живописи в стиле гунби. Угольные чернила содержат мало клея и используются для рисования вольным стилем. На выбор типа туши также влияет тип бумаги и кисточек.
Бумага
Первоначально для письма использовали кости, планки из расщепленного бамбука или шелк. Бумага 纸 zhǐ и книгопечатание входит в число «Четырех великих изобретений» 四大发明 sì dà fāmíng китайцев. Изобретателем бумаги считается китайский сановник при ханьском дворе Цай Лунь 蔡伦 (50-121). В 105 году он представил императору доклад, в котором описал процесс изготовления бумаги. Однако в ходе археологических раскопок в Фанматане (провинция Ганьсу), Дуньхуане и на заставе Юймэнь были обнаружены фрагменты бумаги II-I веков до н.э. В таком случае, заслуга Цай Луня заключается в усовершенствовании уже существующих способов изготовления бумаги.
Способ изготовления бумаги, предложенный Цай Лунем, заключался в следующем. Кору деревьев, остатки конопли, лоскуты ткани и рыболовных сетей растирали, перемешивали в воде и выпаривали на огне. Полученную массу выкладывали тонкими слоями на бамбуковой сетке, удаляли лишнюю воду под прессом и сушили на солнце.
Китай — страна, где всегда писали много, поэтому спрос на бумагу неуклонно рос. Со временем процесс изготовления бумаги усовершенствовался. Ценные сорта бумаги изготавливали из коры шелковицы, сандалового дерева и других пород, для прочности в сырье добавляли крахмал, клей, естественные красители и другие ингредиенты. Изобретение книгопечатания (VI-VII века) способствовало еще большему увеличению объемов производства бумаги. Так, например, в 1101 году в столицу империи Сун было отправлено 1,5 миллиона листов бумаги.
Начиная с эпохи Тан (618-907) самой ценной для каллиграфии и живописи считается бумага под названием «сюаньчжи» 宣紙 xuānzhǐ, которая производится в уезде Цзин 泾县 jīngxiàn (ныне городской округ Сюаньчэн провинции Аньхой).
Бумагу сюаньчжи отличает мягкость, мелкая текстура, устойчивость к вредителям и плесени, высокая прочность и долговечность. О ней говорят, что её «срок службы 1000 лет». Она идеально подходит как для каллиграфии, так и для живописи, на ней были написаны большинство сохранившихся до наших дней древнекитайских книг и картин.
В качестве основного материала для производства бумаги сюаньчжи используется кора Птероцелтиса Татаринова (лат. Pteroceltis tatarinowii) из семейства Коноплёвые. Это дерево высотой до 16 м, стволом диаметром до 1 м и шарообразной кроной произрастает в северных и центральных районах Китая. В эпоху династий Сун и Юань для производства сюаньчжи также начали использовать рис, бамбук и шелковицу.
Производство сюаньчжи включает 18-основных этапов, охватывающих более сотни процессов, в том числе, пропаривание и отбеливание коры Pteroceltis tatarinowii, добавление в неё различных соков. Некоторые этапы производства держались в тайне от других производителей бумаги.
В зависимости от степени обработки, её подразделяют на «сырую» 生宣 shēngxuān (необработанную), «спелую» 熟宣 shúxuān (обработанную) и «полузрелую» 半熟宣 bànshúxuān (полуобработанную). Степень обработки определяет жесткость бумаги и то, насколько хорошо волокна бумаги впитывают чернила. Сырая бумага не подвергается дополнительной обработке, благодаря чему хорошо впитывает воду, чернила на ней размываются. Она идеальная для живописи сеи. Обработанная бумага имеет более жесткую текстуру за счет добавления в неё квасцов калия. Она хуже впитывает воду, но её легче разорвать, чем необработанную. Этот тип подходит для живописи гунби. Полуобработанная бумага занимает промежуточное положение между необработанной и обработанной.
Каменная тушечница (чернильный камень)
Чернильный камень 砚 yàn, или 砚台 yàntai, представляет собой тонкий точильный камень, предназначенный для измельчения чернильной палочки в порошок. Полученный порошок смешивают с водой в углублении чернильного камня, в результате чего получают жидкие чернила. Первоначально чернила растирали при помощи ступки и пестика, но с появлением чернильных палочек этот метод постепенно исчез.
Первые камни для протирания красок появились в Китае 6-7 тысяч лет назад, а самый древний обнаруженный чернильный камень был найден в гробнице, расположенной в современном Юньмэне, провинция Хубэй и датируется III веком до нашей эры. В эпоху Хань популярность чернильных камней стала возрастать и достигла своего пика при династии Сун (960–1279). Многие чернильные камни имеют тонкую отделку и демонстрируются в музеях в качестве предметов искусства. От качества чернильного камня зависит качество растертых чернил.
Широко известны «Четыре знаменитых чернильных камня»:
- чернильный камень из Дуаньси (камень с ручья Дуань) 端砚 duānyàn. Это вулканический туф, от пурпурного до пурпурно-красного цвета, с природными узорами и включениями. Эти тушечницы производятся в Чжаоцине, провинция Гуандун. Во времена династии Сун здесь также добывалась зеленая разновидность камня.
- тушечницы из Шэ 歙砚 shèyàn производятся из камня, добываемого в уезде Шэ 歙县 пров. Аньхой и в уезде Уюань 婺源县 пров. Цзянси. Добыча камней и производство тушечниц началось здесь с эпохи Тан. Камни представляют собой разновидность сланца, черного цвета с похожими на золото включениями.
- тушечницы из Таохэ 洮河砚 táohéyàn. Сделаны из камня, добываемого со дна реки Таохэ (провинция Ганьсу). Кристаллический камень напоминает нефрит, имеет отчетливые отметины в виде полос разных оттенков. От зеленого камня из Дуаньси отличается кристаллической породой.
- тушечницы из фильтрованной глины 澄泥砚 chéngníyàn представляет собой керамические чернильные камни. Их производство началось в Лояне (пров. Хэнань) при династии Тан.
***
Помимо вышеперечисленных «четырех сокровищ», обязательными принадлежностями для занятий каллиграфией и живописью также являются подставка для кистей 笔架 bǐjià, вешалка для кистей 笔挂 bǐguà, пресс-папье 镇纸 zhènzhǐ, полоскательница для кистей 笔洗 bǐxǐ, личная печать 圖章 túzhāng и красная штемпельная краска 印泥 yìnní. Тренироваться удобно на «волшебной прописи» 水写布 shuǐxiěbù — ткани с покрытием и разметкой, на которой можно писать иероглифы водой.
Когда растираешь чернильную палочку в массивной каменной тушечнице, берешь в руки красивую кисть, а потом моешь её в расписной емкости и сушишь на замысловатой вешалке, когда прикосновение к бумаге доставляет тактильное наслаждение, – разве можно позволить себе писать иероглифы некрасиво?
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.