Во многих книгах, учебниках и статьях по истории, культуре и лингвострановедению Китая можно встретить утверждение, что колыбель китайской нации располагается в бассейне среднего течения реки Хуанхэ и её главного притока Вэйхэ. Благодаря многочисленным археологическим находкам последнего столетия и, особенно, последних 50 лет, стало очевидно, что в становлении древнекитайской цивилизации и формировании её характерных черт принимали участие носители различных неолитических культур на территории Китая.

Карта распределения культурных ареалов эпохи неолита в Китае
Карта распределения культурных ареалов эпохи неолита в Китае: Агроэкономическая и культурная зона каштанового проса (желтый цвет). Рисовая сельскохозяйственная экономическая и культурная зона (бирюзовый цвет). Экономическая и культурная зона охотников-собирателей (фиолетовый цвет). Источник: Карта распространения неолитической культуры в Китае. Ян Вэньмин (Science Press, 2000): «Происхождение сельского хозяйства и происхождение цивилизации». Дай Сянмин. Поэтапные изменения китайского доисторического общества и формирование ранних государств. Журнал археологии (Институт археологии Китайской академии социальных наук). 2020, 3.

Согласно традиционной китайской историографии, выражающей главенствующую в Китае на протяжении многих столетий идею синоцентризма, колыбелью китайской цивилизации является Центральная равнина 中原 Zhōngyuán (中土 Zhōngtǔ, 中州 Zhōngzhōu). Именно здесь правил легендарный правитель Хуан-ди 黄帝, совершенномудрые императоры Яо 尧 и Шунь 舜, а затем последовательно сменили друг друга династии Ся 夏 (2070 — 1600 до н.э.), Шан 商 (1600 — 1045 до н.э.) и Чжоу 周 (1045 — 221 до н.э.). Отсюда китайская цивилизация распространилась на другие части Китая, которые в культурном плане были значительно менее развитыми.

В этом отношении очень показательна легенда о противоборстве трех правителей древности: предводителе проживавших на Центральной равнине племен Хуан-ди 黄帝, вожде живущих рядом племен Янь-ди 炎帝 и правителе южных племен ли 黎族 Чи Ю 蚩尤. Согласно ей, Хуан-ди сначала сразился с Янь-ди и одержал победу над ним. Их племена объединились, поэтому китайцы считают себя потомками Янь-ди и Хуан-ди 炎黄子孙. Затем объединенная армия племен под предводительством Хуан-ди и Янь-ди начала войну против Чи Ю, и после ряда поражений им, наконец, удалось убить его и покорить подчиненные ему племена.

Хуан-ди и Янь-ди - легендарные первопредки китайской нации. Их изображения и статуи можно увидеть повсюду
Хуан-ди и Янь-ди — легендарные первопредки китайской нации. Их изображения и статуи можно увидеть повсюду

В 1933 году историк Фу Сынянь 傅斯年 (1896 — 1950) в «Сборнике Института и филологии Национальной академии наук Тайваня Синика» 国立中央研究院历史语言研究所集刊 опубликовал статью под названием «И на востоке, Ся на западе» 夷夏东西说 . Согласно ей, при первых трех китайских династиях — Ся, Шан и Чжоу, на Востоке и Западе существовали две разные культурные системы. Первая, которую развивало население западной группы Ся, возникла на основе неолитической культуры Яншао 仰韶文化 (цветная керамика, 5000 — 3000 до н.э.). Вторая, представленная населением восточной группы И, возникла на базе неолитической культуры Луншань 龙山文化 (черная керамика, 3000 — 1900 до н.э.). Эти две группы противостояли друг другу, в результате чего произошло их смешение и культурное развитие. И и Шан относятся к восточной системе, а Ся и Чжоу — к западной.

Цветная керамика культуры Яншао
Цветная керамика культуры Яншао
Цветная керамика культуры Яншао
Цветная керамика культуры Яншао
Цветная керамика культуры Яншао
Цветная керамика культуры Яншао

Эта гипотеза оказала огромное влияние на многих известных китайских историков. Так, знаменитый археолог Чжан Гуанчжи 张光直 (1931 — 2001) отмечал: «…Можно сказать, что гениальность господина Фу проявляется не в том, что древняя история Северного Китая была им системно предсказана, а в том, что его система Восток-Запад стала главным ключом к объяснению древней истории всего материкового Китая».

До 1960 года как китайские, так и западные историки использовали эту гипотезу для объяснения предыстории Китая. Однако в 1950-х годах с учетом новых археологических данных она начала подвергаться критике. В частности, исследования 1960-х годов установили, что культура Луншань не была синхронной Яншао, а произошла от неё. На основе этого упоминавшийся выше Чжан Гуанчжи в своей работе «Археология Древнего Китая» 古代中國考古學 сформировал гипотезу «региона-ядра». Согласно этой гипотезе, Центральная равнина, где сформировалась культура Яншао, рассматривалась как «ядро», из которого впоследствии на востоке сформировалась культура Луншань. В своей работе Чжан Гуанчжи также уделял внимание и другим культурам: Давэнькоу, Хэмуду, Лянчжу и т.д. Эта гипотеза отвечала традиционному синоцентризму.

Черная керамика культуры Луншань
Черная керамика культуры Луншань
Черная керамика культуры Луншань
Черная керамика культуры Луншань
Черная керамика культуры Луншань
Черная керамика культуры Луншань

Начиная с 1970-х годов на территории Китая были открыты многочисленные неолитические культуры, которые по своему уровню развития стояли выше культуры Яншао и, тем самым, поставили под сомнение традиционные синоцентристские представления. Археологические находки подтвердили многочисленные легенды и исторические записи о существовании различных народов и государств на территории Китая за пределами Центральной равнины, которые отличались высоким уровнем развития и изысканной материальной культурой.

Нефритовые изделия, культура Хуншань
Нефритовые изделия, культура Хуншань (4700 — 2900 до н.э.), Национальный музей Китая, Пекин
Фигурка женщины, культура Хуншань
Фигурка женщины, культура Хуншань
Нефритовые фигурки драконов, культура Хуншань
Нефритовые фигурки драконов-свиней, культура Хуншань

В 1981 году археолог Су Бинци 苏秉琦 (1909 — 1997) выдвинул гипотезу «региональных систем и культурных типов» 区系类型, которая в дополненном и уточненном виде сейчас принята большинством китайских и зарубежных исследователей.

Экспозиция с керамикой разных неолитических культур, Национальный музей Китая, Пекин
Керамика разных неолитических культур, Национальный музей Китая, Пекин
Керамический трипод, культура Лянчжу
Керамический трипод, культура Лянчжу (3400 — 2250 до н.э.), Национальный музей Китая, Пекин
Нефритовый диск би, культура Лянчжу
Нефритовый диск би, культура Лянчжу, Национальный музей Китая, Пекин
Керамические сосуды-гуй в виде свиньи и собаки, культура Давэнькоу
Керамические сосуды-гуй в виде свиньи и собаки, культура Давэнькоу (4100 — 2600 до н.э.), Национальный музей Китая, Пекин
Керамический сосуд, культура Цюйцзялин
Керамический сосуд, культура Цюйцзялин (3000-2500 до н.э.), Национальный музей Китая, Пекин

Согласно теории Су Бинци («Новые исследования об истоках китайской цивилизации» 中国文明起源新探), археологические культуры на территории Китая подразделяются на шесть основных региональных групп:

  1. Северная — горы Яньшань, район к югу и северу от Великой китайской стены,
  2. Восточная с центром на п-ве Шаньдун,
  3. Внутризаставье — пров. Шэньси, Цзиньнань и юг пров. Шаньси,
  4. Юго-восточная — район оз. Тайху,
  5. Юго-западная — район оз. Дунтинху и Сычуаньской котловины,
  6. Южная — район оз. Поянху, бассейна реки Чжуцзян и островов.

В дальнейшем, ареал распространения региональных групп был уточнен с учетом новых археологических данных.

История китайской цивилизации
Источник: История китайской цивилизации. Т.1, с.113

Как отмечают авторы четырехтомника «История китайской цивилизации», изданного издательством Пекинского университета (на русском языке — издательство «Шанс»), «Археологические материалы убедительно свидетельствуют о том, что колыбелью китайской цивилизации является не только бассейн Хуанхэ, но и бассейн р. Янцзы. Именно эти две реки, пересекающие всю территорию Китая, дали жизнь древней цивилизации. Опять же, согласно данным археологии, помимо двух основных очагов китайской цивилизации, существует и множество других, рассредоточенных по всей территории Китая.» (Т.1, с. 26)

Также отмечается, что во времена династий Ся, Шан и Чжоу шел процесс слияния разных этносов, начавшийся еще в древности: население Хуанхэ ассимилировало периферийные народности: восточные и 夷, южные мань 蛮, западные жун 戎, северные ди 狄, проживавших в бассейне р. Амур сушэнь 肃慎 и т.д, в результате чего сформировалась единая этническая общность хуася 华夏.

Источники:

  • www.kaogu.cn (сайт Института археологии Китайской академии наук)
  • 区系类型学 — baike.baidu.com
  • 史记。天子于诸侯。吉林,2021
  • 中国通史。传说时代•夏•商•西周。北京,2020
  • История китайской цивилизации. В четырех томах /гл. редколл. Юань Синпэй и др.; пер. с кит. под ред. И.Ф.Поповой. — М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.