В китайской истории, относящейся к периоду III тыс. до н.э., мифы о «Трех правителях и пяти императорах» 三皇五帝 переплелись с археологическим материалом. Многие мифы являются ни чем иным, как дошедшими до нашего времени отголосками далеких исторических событий. И новые археологические открытия на территории Китая если и не полностью подтверждают древние мифы, то, по крайней мере, доказывают, что они появились не на пустом месте.

В «Тысячесловии» 千字文 есть такие строки: 龙师火帝,鸟官人皇。Под 龙师 («Учитель дракона») здесь подразумевается Фу-си 伏羲,  火帝 («Огненный император») — это Янь-ди 炎帝 (часто отождествляется с Шэнь-нуном 神农); 鸟官 («Птичий чиновник») — Шао-хао 少昊, 人皇 — император(ы) людей. Но почему же Шао-хао, первый из пяти легендарных правителей древности*, назван «Птичьим чиновником», чиновником с птичьим званием 鸟官? И как он связан с племенами Восточных И?

*Интересно, что далеко не во всех списках «Трех правителей и пяти императоров» есть имя Шао-хао. Так, например, он упоминается в «Люй-ши чунь цю» как преемник Хуан-ди и предшественник Чжуань-сюя, и в «Шань-хай-цзин», но отсутствует в «Исторических записках» Сыма Цяня. Возможно, причиной этому послужило то, что символом Шао-хао был металл, и это входило в противоречие с концепцией соответствия пяти элементов 五行 с порядком престолонаследия, распространенной в эпоху Хань (221 до н.э. — 220 н.э.).

Император Шао-хао
Император Шао-хао

По преданию, Шао-хао 少昊 был старшим сыном Хуан-ди, Желтого императора 黄帝 и его супруги Лэй-цзу 嫘祖. Когда родился Белый император Шао-хао, в небе появились пять фениксов, которые опустились во дворе его дома, что считалось счастливым предзнаменованием и означало появление на свет совершенного человека. Перья этих пяти фениксов были пестрыми и очень красивыми, поэтому маленькому Шао-хао дали фамилию (氏) Феникс 凤鸟.

После того, как Шао-хао стал предводителем племени, он сделал тотемом Сокровенную птицу Сюань-няо 玄鸟. После этого Шао-хао победил множество племен и вскоре он стал предводителем племенного союза. В тот день, когда он проводил церемонию, снова прилетели фениксы, что привело Шао-хао в неописуемую радость. После этого новым тотемом племенного союза стал Феникс.

Благодаря своим экстраординарным способностям, Шао-хао спустя короткое время возглавил все племена Восточных И 东夷 и основал государство. В нем он ввел удивительные порядки: чиновничьи должности имели птичьи названия, а конкретные должностные обязанности также различались в соответствии с особенностями птиц. Так, Феникс осуществлял общее руководство птицами, Ласточка управляла весной, Сорокопут — летом, Попугай — осенью, Золотой фазан — зимой.** Кроме того, он назначил других птиц (т.е. чиновников с птичьими названиями, — М.А.) ведать различными государственными делами.

**В распределении чиновничьих обязанностей Шао-хао прослеживается определенная параллель с установлениями Чжоу-гуна 周公, сына Вэнь-вана 文王 и младшего брата У-вана 武王, основателей династии Чжоу (1045 — 221 до н.э.). Так, согласно «Чжоуским ритуалам» 周礼, шестью чинами были: небесный чин — начальник чинов 天官冢宰, земной чин — главный блюститель нравов 地官司徒, весенний чин — главный блюститель обрядов 春官宗伯, летний чин — начальник войскового приказа 夏官司马, осенний чин — начальник уголовного приказа 秋官司寇 и зимний чин — начальник общественных работ 冬官司空.

Каждый раз, когда Шао-хао издавал указы или обсуждал дела, множество птиц начинали кричать: иволги пели, ласточки танцевали (метафора прекрасной весны, — М.А.), голоса сотни птиц сливались в гармоничный хор. Среди птиц были не только юркие воробьи и грациозные сороки, но и притягивающие к себе взоры павлины и даже разноцветные пестрые фениксы. Более 20 племен, которых объединил Шао-хао, также получили свои названия в честь птиц.

Шао-хао различал награды и наказания, управлял людьми на основе добродетели, а все дела в государстве были упорядочены. Этим он заслужил глубокую любовь своего народа.

Согласно китайским легендам, родоначальником Восточных И был Тай-хао 太皞 (по легенде, жил в 4354 — 4239 годах до н.э.), которого после Хань иногда отождествляли с Фу-си. Правителями Восточных И также называются Шао-хао и Ди Цзюнь 帝俊 (отождествляется с императором Ку 帝喾, включенным в число пяти императоров древности). Согласно одному из преданий, Шао-хао пригласил своего племянника Чжуань-сюя 颛顼 (2513 — 2435 до н.э., внука или правнука императора Хуан-ди) помогать в управлении делами государства. Тот полностью оправдал его ожидания и заслужил высокую оценку своего дяди.

Иероглиф 夷 yí означает некитайские народности, проживавшие в древности на востоке Китая — в бассейне нижнего течения реки Хуанхэ, на территории провинции Шаньдун и части территории нынешней провинции Аньхой. Впервые иероглиф 夷 появляется на иньских гадательных надписях (вторая половина II тыс. до н.э.), из которых, в частности, следует, что между Шан (1600 — 1045 до н.э.) и И нередко случались войны. И 夷 состоит из знаков «большой» 大 и «лук» 弓, т.е. большой человек с луком, что зафиксировано в словаре I в. н.э. «Разъяснение простых и толкование сложных иероглифов» 说文解字. По преданию, Восточные И первыми изобрели лук и стрелы и были прекрасными лучниками. Интересно, что тотемами многих племен И были, действительно, птицы.

Варианты написания иероглифа 夷 на иньских гадательных надписях
Варианты написания иероглифа 夷 на иньских гадательных надписях. Источник: hanziyuan.net

По мнению китайских исследователей, в эпоху неолита здесь сформировался самостоятельный культурный регион с центром в горах Тайшань 泰山 (отметим исключительно важную роль горы Тайшань в китайской культуре). Современные китайские историки и археологи связывают возникновение Восточных И с последовательно сменившими друг друга неолитическими культурами Хоули 后李文化 (6500 — 5500 до н. э.), Бэйсинь 北辛文化 (5300 — 4100 до н. э.), Давэнькоу 大汶口文化 (4100 — 2600 до н. э.), Луншань 龙山文化 (2500 — 2000 до н. э.), юэши 岳石文化 (1900 — 1500 до н.э.). Позднее часть И мигрировала на запад, на Центральную равнину, а другая часть — на юг, в бассейн среднего и нижнего течения реки Янцзы.

Нефритовая подвеска, культура Луншань
Нефритовая подвеска, культура Луншань, в коллекции музея Вэньчжоу 温州博物馆

Восточные И сыграли важную роль в падении династии Шан. Чжоу 纣 (император Синь 帝辛), последний правитель династии Шан, отличавшийся своей жестокостью, алчностью и распутством, отправил практически все войска Шан на восток, для подавления И. Этим в 1045 году до н.э. воспользовался У-ван: в битве при Муе император Синь смог выставить против мощной армии чжоусцев только рабов и немногочисленных солдат, оставшихся для охраны столицы. Разумеется, никто не был готов отдать свои жизни за изверга-правителя, шанская армия перешла на сторону чжоусцев, а сам правитель Чжоу (император Синь) покончил жизнь самоубийством.

В «Истории Поздней Хань» 后汉书 в главе, посвященной Восточным И 东夷传 говорится, что существовало девять племен И: цюаньи 畎夷, юйи 于夷, фанъи 方夷, хуанъи 黄夷, байи 白夷, чии 赤夷, сюаньи 玄夷, фэнъи 风夷 и янъи 阳夷. Также девять племен восточных И упоминаются в «Лунь-юй»: «Учитель хотел поселиться среди варваров» (досл. «девять И») 子欲居九夷。(9, 14)

Согласно легендам, столица Шао-хао находилась в Цюнсане 穷桑, а позднее он перенес её в Цюйфу 曲阜 (который в качестве родины Конфуция стал ассоциироваться с конфуцианской традицией). Цюнсан назван также местом, где взошли на трон Хуан-ди, Шао-хао и Чжуань-сюй.

В провинции Шаньдун в 4 км к востоку Цюйфу сохранилась могила Хао-хао 少昊陵, имеющая пирамидальную форму: её ширина у основания составляет 28,5 м, длина склона — 15 м, высота 9,4 метра. Наверху находится небольшой храм из желтой глазурованной плитки, возведенный в ​​период Цяньлун (1736 — 1795) династии Цин, внутри которого установлена ​​статуя Шао-хао из белого мрамора которая была создана в период Сюаньхэ (1119 — 1125) династии Сун.

Гробница императора Шао-хао близ Цюйфу
Гробница императора Шао-хао близ Цюйфу

Во времена династии Чжоу сила Восточных И значительно уменьшилась. К концу периода Весен и Осеней (771 — 481 до н.э.) они полностью интегрировались в племя хуася 华夏. Таким образом, воедино слились два тотема — Дракон императора Хуан-ди и Феникс императора Шао-хао, сформировав два культурных столпа национальности хуася.

Дракон и Феникс
Дракон и Феникс

Источники:

  • 千字文 | 国学经典 — 武汉,2020
  • 三字经 | 国学经典 — 武汉,2020
  • 中国通史。传说时代•夏•商•西周。北京,2020
  • 东夷 | baike.baidu.com
  • 少昊 | baike.baidu.com
  • 少昊陵 | baike.baidu.com
  • История китайской цивилизации. В четырех томах /гл. редколл. Юань Синпэй и др.; пер. с кит. под ред. И.Ф.Поповой. — М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021. Т. 1
  • Шао-хао // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия. М, 2007

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.