Многие слышали о священном Синь-камне, расположенном на берегу Плещеева озера близ Переславля-Залесского. В Дмитровском городском округе Московской области находится его «младший брат» — Киндяковский камень, называемый также Шутовым. Это небольшой серый кварцит длиной чуть менее 1,3 метров.

Киндяковский камень
Киндяковский камень в Шутовом лесу

Рядом расположена деревня Киндяково. Поэтому камень и получил название Киндяковского. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья близ речки Кимерши. Отсюда еще одно его название – Кимершинское святилище. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. В Толковом словаре В.Даля даны различные значения слова «шут»: черт, всякая нежить, домовой, леший, водяной, водява лопаста, русалка. Таким образом, с приходом христианства древнее святилище и место вокруг него демонизировалось, объявлялось нечистым.

Легенды о Киндяковском камне

Верят, что Киндяковский камень – один из девяти осколков священного Алатырь-камня. Немецкий ученый-путешественник XVII века Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию» передает эту легенду:

… в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск… Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед.

Также Олеарий упоминает, что великий князь Московский Иван III водил свое войско к Камню перед знаменитым стоянием на Угре в 1480 году в надежде, что его воины станут непобедимыми и неуязвимыми.

Сведения о Киндяковском камне мы также встречаем у русского историка XVIII века В.Н.Татищева. Ссылаясь на Иоакимовскую летопись (известную только в пересказе Татищева: «История Российская», 1-й том, 4-я глава; некоторые историки считают ее подделкой XVII века), он пишет:

Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы.

Далее Татищев упоминает об одной интересной особенности камня. Переговоры русских князей, происходившие в Дмитрове (11 из 18), всегда заканчивались миром, в отличие от тех, которые устраивались в других местах. Татищев объясняет это особой примирительной силой Киндяковского камня.

Со временем за Киндяковском камнем закрепилась целительная слава:

Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась километров на двадцать вокруг. Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. […] Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода (что вообще характерно для памятников такого типа): «если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет». Популярность Камня в старину была очень велика… (Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. – М., 1981).

Сейчас Киндяковский камень снова становится популярным. Около него организовано целое святилище. Вокруг, на деревьях и кустарниках развешены ленточки и предметы одежды. Тут же в траве прячется деревянный идол. Сюда приезжают не только краеведы и путешественники, но и неоязычники, исследователи таинственного.

Загадки Киндяковского камня

Трудно отличить правду от вымысла, восстановить историю Камня. Местные жители и многочисленные статьи в интернете только подогревают ажиотаж. Старинные легенды смешиваются с новыми. Дескать, и магнетизм в этих местах особенный, и Шутов лес для путников опасен — закрутит, заблудит леший, будешь плутать в поисках дороги. Немало можно услышать и историй чудесного исцеления. А на кого-то, наоборот, после посещения Камня неприятности посыпятся и болезни обострятся.

Много вопросов вызывает Киндяковский камень. Связан ли он с Синьковским городищем дьяковской культуры, которое находится в пределах дня пешего пути? Как в наших местах, где валуны скрыты под толщей земли, оказался лежащим на поверхности этот камень? Почему он уже много столетий не тонет в болоте? Связан ли он с культом Велеса или женскими силами плодородия, богиней Макошью?

Мои впечатления и фотографии

Место это очень интересное. В болотистый лес ведет тропинка. Затем – мостик через Кимершу. В наш июньский приезд он был разобран, пришлось перебираться по опорам. Во второй раз было проще – мост починили. За мостом тропинка продолжается. Несколько десятков метров, крутой поворот – и за деревьями открывается небольшая полянка с камнем. Здесь царит зеленый полумрак, гудят полчища комаров. На камне лежат монетки, на деревьях и кустарниках рядом повязаны разноцветные ленточки. Тут же и православная икона Богородицы – наглядное подтверждение двоеверия.

В окрестностях Шутова леса, пожалуй, одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан отрогами Клинско-Дмитровской гряды. Дорога вьется между холмами.

Дорога к Киндяковскому камню
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Впереди за поворотом показывается и сам Шутов лес.

Дорога к Киндяковскому камню
Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Вдалеке, на холме — Турбичево. В нем есть церковь.

Деревня Турбичево
Деревня Турбичево около Киндяковского камня, август 2013

Стеной вдоль дороги возвышается Шутов лес.

Шутов лес
Дорога около Киндяковского камня и Шутов лес, июнь 2013

Внизу — речка Кимерша. Сейчас она мелководна, более напоминает ручеек.

Кимерша
Речка Кимерша, июнь 2013

В сторону Кимершинского святилища ведет тропинка — мимо нее пройти невозможно.

Тропинка к Киндяковскому камню
Тропинка к Киндяковскому камню, август 2013

Когда мы были в июне, от мостика через Кимершу остался лишь остов. Впрочем, путь к святыне не может быть легким.

Мост через Кимершу
Мост через Кимершу, июнь 2013

А вот к августу положили новый настил. Об этом месте заботятся.

Мостик через Кимершу
Мостик через Кимершу, август 2013

Входим под сень леса. Между деревьями таинственно поблескивает вода Кимерши. Вокруг — стаи голодных комаров.

Кимерша, Шутов лес
Речка Кимерша в Шутовом лесу, июнь 2013

Еще немного по тропинке — и впереди показывается оно, святилище и Камень. Через безымянный ручеек переброшены мостки, на болотистую почву уложены бревна — ноги не замочить.

Мостик через ручеек и Киндяковский камень
Мостик через ручеек и Киндяковский камень, август 2013

На Камне рассыпаны монетки. Впрочем, это недавний обряд — в древности подобного не существовало.

Киндяковский камень
Киндяковский камень

На дереве около Камня кто-то прикрепил икону Богоматери с Младенцем. Может, это священник Турбичевской церкви? Или кто-то из православных, дабы освятить нечистое место? В первый наш приезд ее здесь не было.

Икона Богоматери у Киндяковского камня
Икона Богоматери у Киндяковского камня

Весь ирис (аир) в ленточках и резинках для волос. Считается, что нужно у камня оставить какую-то часть своей одежды, смоченной в стекающей с камня воде (воду нужно предварительно набрать в ручье). По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни.

аир
Ленточки на аире около Киндяковского камня, август 2013
Киндяковский камень
Ленточки на деревьях перед Камнем

В траве прячется деревянный идол. Когда-то он был высоким, судя по фотографиям тех, кто побывал здесь раньше. Но кто-то подрубил идола — рядом валяется свежеспиленный ствол.

Идол
Идол у Киндяковского камня, июнь 2013

Приходит время возвращаться назад.

Шутов лес
Шутов лес
Киндяковский камень
Киндяковский камень и ленточки на растениях около него
Мостик через Кимершу
Мостик через Кимершу, август 2013

Таинственно поблескивает вода Кимерши.

Кимерша
Кимерша, август 2013
Кимерша
Кимерша, август 2013
Кимерша
Кимерша, август 2013

А вот и опознавательный знак — именно на него надо ориентироваться, чтобы не пропустить дорожку к Камню — она начинается прямо от него.

Дорожный знак
Дорожный знак у тропинки к Киндяковскому камню

Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур. Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.

Как добраться до Киндяковского камня

На машине: по Рогачевскому шоссе до поворота на Турбичево. Далее до деревни Киндяково. Справа будет дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги справа». Около него — тропинка в лес, далее по мостику через Кимершу, затем по тропинке в лес.

Общественным транспортом: автобус №50 (Лобня/Дмитров — Рогачево), ходит с интервалом 1-2 часа. Далее пешком около 3 км (если автобус не заходит в Турбичево).

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.