На территории Китая обнаружены многочисленные памятники культур эпохи неолита, а также остатки представителей homo erectus (вопрос о том, являются ли они прямыми предками китайцев или это тупиковые ветви, остаётся открытым). В китайском дискурсе фигурирует цифра «пять тысяч лет» существования китайской цивилизации. Почему китайцы говорят о пяти тысячах лет, а не другой цифре?

Ещё до нашей эры в Китае складывается представление о «Трёх властителях и пяти императорах» 三皇五帝, которые жили в III тыс. до н.э.

Три властителя 三皇:

  • Тайхао 太昊 (Фу-си 伏羲),
  • Янь-ди 炎帝 (Шэнь-нун 神农), вар.: Нюй-ва 女娲,
  • Хуан-ди 黃帝, вар.: Янь-ди 炎帝.

Пять императоров 五帝:

  • Шао-хао 少昊, вар. Хуан-ди 黃帝,
  • Чжуань-сюй 颛顼,
  • Ди Ку 帝喾,
  • Яо 尧,
  • Шунь 舜.

Эти имена фигурируют во многих сочинениях, например, в «Лунь юй», «Книге перемен», «Шан шу» и т.д. В «Исторических записках» Сыма Цяня (II — I вв. до н.э.) отсчёт китайской истории также начинается с «Пяти императоров».

Три властителя и пять императоров
На этом барельефе ханьского времени представлены Три властителя и пять императоров: Фуси, Нюйва, Шэнь-нун, Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ди Ку, Яо и Шунь

Долгое время отечественные и зарубежные исследователи эру «Трех властителей и пяти императоров» считали мифологической и объясняли её наличие в китайских письменных источниках более позднего времени исключительно «историзацией мифа». Однако в XX — XXI веках китайская археология сделала немало открытий, приподнявших завесу тайны над этим периодом.

Так, в китайских неолитических культурах более ранних эпох практически отсутствовала социальная дифференциация. Однако в культурах позднего неолита (Яншао 仰韶, Луншань 龙山, Хуншань 红山, Лянчжу 良渚 и т.п.), относящихся к IV — III тыс. до н.э. она выражена уже весьма ярко. Здесь встречаются поселения, окружённые валом и рвом, центральное здание, которое резко выделяется своими размерами и качеством строительства, захоронения, отражающие разный социальный статус их владельцев, ритуальные предметы, не несущие производственного значения (например, нефритовые диски-би) и т.п. Это свидетельствует о том, что в обществе уже появилось социальное неравенство и общество находилось, как минимум, в протогосударственной стадии развития.

Ритуальные нефриты культуры Лянчжу (3400 - 2250 до н.э.)
Ритуальные нефриты культуры Лянчжу (3400 — 2250 до н.э.)
Нефритовые фигурки драконов, культура Хуншань (V–III тыс. до н.э.)
Нефритовые фигурки драконов, культура Хуншань (V–III тыс. до н.э.)

В древнекитайских письменных источниках (например, в трактате «Мэн-цзы, «Исторических записках» Сыма Цяня) говорится, что в эру «Трёх властителей и пяти императоров» власть переходила не по наследству, а к наиболее достойному претенденту (禅 shàn — уступать престол достойному), особенно в поздний период — в правление императоров Яо, Шуня и Юя.

Согласно древнекитайским письменным источникам, каждый из трех властителей и пяти императоров прожил долгую — больше века, жизнь. Скорее всего, каждый из них, будучи героем, научившим китайцев тем или иным необходимым занятиям (сельское хозяйство, рыболовство, медицина, изобретение календаря, музыки и письменности, шелководство и т.п.) является собирательным образом. Кроме того, в этот период еще велика роль женщин, например, часто упоминаются Нюй-ва, Лэй-цзу, что, вероятно, свидетельствует о переходном этапе от матриархата к патриархату.

Городище Таосы 陶寺遗址
Городище Таосы 陶寺遗址 — археологический памятник культуры Луншань 龙山. Расположен в бассейне среднего течения реки Хуанхэ, в округе Сянфэнь 襄汾县 провинции Шаньси. В ходе раскопок были обнаружены дворец и гробницы правителей, городские стены, кладбища и резиденции знати, места отправления культа, самая древняя в Китае обсерватория, а также фрагменты протописьменности. Как предполагает ряд китайских археологов, здесь могла располагаться резиденция легендарного императора Яо.
Городище Таосы. Глиняный барабан
Городище Таосы. Глиняный барабан

Первой династией в истории Китая является Ся 夏 (2070 — 1600 до н.э.): после смерти её основателя Юя Великого 大禹 престол перешел к его сыну Ци 启, при котором и был утвержден наследственный порядок передачи власти (家天下 — семья [владеет] Поднебесной). Династию Ся вряд ли стоит так однозначно причислять к выдумкам древнекитайских историков и мыслителей, как это можно увидеть в работах советских, российских и западных исследователей. Так, при раскопках городища Эрлитоу 二里头文化 (2100 — 1800 (1500?) до н.э.) были обнаружены, помимо дворца, остатки бронзолитейных мастерских, что является очень четким показателем того, что общество вступило в раннегосударственную стадию.

Реконструкция дворца правителя Ся (культура Эрлитоу)
Реконструкция дворца правителя Ся (культура Эрлитоу)
Декоративная бронзовая табличка, инкрустированная бирюзой
Декоративная бронзовая табличка, инкрустированная бирюзой, культура Эрлитоу
Бронзовый сосуд
Бронзовый сосуд, культура Эрлитоу

В поздненеолитических культурах Яншао, Давэнькоу, Эрлитоу существовали протописьменности, которые однако, до настоящего времени не расшифрованы. Именно отсутствие письменных памятников того времени дает основание ряду западных исследователей считать эру «Трех властителей и пяти императоров» и династию Ся вымыслом. Однако вспомним, что пока не были обнаружены иньские гадательные надписи, зарубежные исследователи отказывали и династии Шан 商 (1600 — 1046 до н.э.) в историчности. Расшифровка иньского оракула подкрепила археологические материалы и во многом подтвердила то, что было сказано о Шан в чжоуских и ханьских текстах.

Знаки протописьменности культуры Давэнькоу
Знаки протописьменности культуры Давэнькоу
Символы на керамических сосудах, которые считаются образцами протописьменности, культура Эрлитоу
Символы на керамических сосудах, которые считаются образцами протописьменности, культура Эрлитоу

Древнекитайские письменные источники времён Чжоу и Хань называют последовательную линию древнекитайской истории — эру «Трёх властителей и пяти императоров», династии Ся, Шан и Чжоу. Историчность Шан и Чжоу ни у кого не вызывает сомнений, она подтверждена как письменными источниками, так и археологическими материалами. Предшествующие же периоды не оставили после себя расшифрованных письменных источников, только богатый археологический материал. Однако кажется маловероятным, чтобы Конфуций, Мэн-цзы, Сыма Цянь и другие книжники специально выдумывали династию Ся и предшествующий период «Трех властителей и пяти императоров», только ради того, чтобы обосновать конфуцианский принцип «мандата Неба» 天命.

Источники:

  • 中华上下五千年。史前至西周。- 南昌,2022
  • 史记。天子于诸侯。吉林,2021
  • 探源中华文明|山西陶寺遗址:寻找最初的“中国” / www.news.cn/2022-11/02/c_1129094758.htm
  • 二里头:华夏王朝文明的开端: http://chinesearchaeology.net.cn/cn/
  • baike.baidu.com/item/二里头文化/1731546
  • baike.baidu.com/item/陶寺遗址/2675470
  • История китайской цивилизации. В четырех томах /гл. редколл. Юань Синпэй и др.; пер. с кит. под ред. И.Ф.Поповой. — М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2021. Т. 1

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.