Конфуций говорил: «Богатство и знатность, полученные бесчестным путем, для меня подобны плывущим облакам» 不义而富且贵,于我如浮云 (Лунь-юй, 7, 16). Как должен поступать образованный человек, живущий в смутные времена?

Юань Сянь 原宪 (515 — ? до н.э.) был одним из 72-х ближайших учеников Конфуция, а также служил управляющим дома Конфуция. Каждый раз, когда Конфуций выплачивал ему жалование, он всегда твердо отказывался от него. Однажды Конфуций попенял ему: «Если оно тебе не нужно, можешь отдать его беднякам на твоей родине». Только тогда Юань Сянь нехотя стал принимать его.

Юань Сянь
Юань Сянь 原宪, второе имя Цзы Сы 子思

Как-то Юань Сянь спросил Конфуция: «Как считает Учитель, что такое позор?» Конфуций ответил: «Если правитель некоего государства ввергает свою страну в хаос, народ влачит жалкое существование, а чиновники получают жалование из казны, это и называется позором».

После смерти Конфуция чжоуский дом с каждым днем слабел, правители были невежественными, всемогущие министры превратились в тиранов, а простой народ безмерно страдал. Юань Сянь, следуя наставлениям Учителя и не желая в смутные времена становиться чиновником, отправился на родину и поселился в уединении.

Вдвоем с женой они поселились в однокомнатной простой хижине, в которой, кроме четырех стен, была только порванная соломенная циновка на крыше. Ветер и дождь проникали внутрь помещения. В эти скорбные дни Юань Сянь по-прежнему ежедневно читал книги и декламировал стихи, аккомпанируя на цине, мирясь с бедностью и находя радость в соблюдении норм морали.

В это же время другой ученик Конфуция, Цзы-гун 子贡 (520 — 456 до н.э.) стал высокопоставленным чиновником в царстве Вэй. Узнав, что его соученик Юань Сянь также поселился в царстве Вэй, он, облачившись в роскошные одежды, на повозке, запряженной четверкой роскошных лошадей, отправился навестить его. В узком переулке, где находился дом Юань Сяня, ему пришлось спуститься и идти пешком.

Он обнаружил низкую ветхую хижину со сломанной дверью и изодранными окнами, в дверном проеме которой, опираясь на деревянный посох, стоял улыбающийся Юань Сянь. Он был одет в ветхую одежду, на голове носил шапку из бересты, на ногах — сандалии без задника.

Цзы-гун ошеломленно спросил: «Ты заболел?»

Юань Сянь ответил: «Я слышал, как Учитель говорил, что не имеющий богатств зовется бедным, а изучивший Дао, но не способный реализовать его в управлении государством, зовется больным. Я сейчас беден, но не болен.»

Цзы-гун, глядя на желтое худое лицо Юань Сяня, снова спросил его: «Но почему бы тебе тогда не стать чиновником, получающим казенное жалование, чтобы содержать семью?»

Юань Сянь ответил: «Политика так омрачена, а политики так невежественны! Если я стану чиновником, то не стану ли пособником в их грязных делишках? Я отнюдь не печалюсь о своей жизни, я лишь печалюсь о простом народе, находящемся в бедственном положении!»

Цзы-гун вспомнил наставления Учители и понял, что его собственное моральное поведение уступает поведению Юань Сяня. Пристыженный, он уехал прочь.

Впоследствии появился чэнъюй «Юань Сянь наслаждается бедностью» 原宪甘贫 yuán xiàn gān pín. Это выражение означает человека, который довольствуется бедностью и находит утешение в соблюдении моральных норм.

В трактате «Срединное и неизменное» 中庸 говорится: «…Благородный муж осторожен там, где его не видят другие, боязлив там, где его не слышат другие. Нет ничего более видимого, чем скрытое; нет ничего более явного, чем мельчайшее. Поэтому благородный муж осмотрителен, пребывая в одиночестве …»

… 君子戒慎乎其所不睹,恐惧乎其所不闻。莫见乎隐,莫显乎微。故君子慎其独也。(Чжан 1)

Необходимое дополнение. В Старом Китае уход со службы во времена правления тирана, отказ служить прогнившему государству и за это получать казённое жалование рассматривались как достойный шаг благородного мужа. Уход в отставку вовсе не означает бездействия: благородный муж — «светильник», образец правильного поведения, пример для подражания. Тем самым, он приносит пользу людям. Вопиющая бедность Юань Сяня — это иллюстрация того, что при правителе-тиране благородный муж не может проявить свои способности, в то время как Цзы-гун, когда народ страдает, получает казённое жалование и купается в роскоши.

Источники:

  • 中庸 • 大学 | 国学经典 — 武汉,2020
  • 大学 • 中庸 — 北京,2021
  • 原宪 | baike.baidu.com

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.