В допетровские времена царские дочери вели затворническую, практически монашескую жизнь. Перспектив на замужество у них не было: союз с боярином был невозможен из-за неравного социального положения, а европейские принцы не спешили принимать православие (таково было условие заключения брака). Оставалось лишь коротать дни в царском тереме, а с возрастом принять постриг в каком-нибудь богатом монастыре. Возможно, именно поэтому так отчаянно дралась за власть умная и честолюбивая царевна Софья.

В Успенском женском монастыре в Александрове, у подножия шатровой Распятской церкви-колокольни можно увидеть небольшую пристройку — Марфины палаты. Здесь провела последние годы жизни царевна Марфа Алексеевна (1652-1707), единокровная сестра царя Петра Первого.

По теме: Город Александров во Владимирской области: история и достопримечательности

Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты, Распятский храм-колокольня
Свято-Успенский женский монастырь в Александрове. Распятский храм-колокольня с пристройкой

Марфа Алексеевна была второй дочерью царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской. Имя «Марфа» было родовым в семействе Романовых, так звали в иночестве мать царя Михаила Федоровича, и при крещении девочка получила имя в честь своей великой прабабки. Приставленная к ней наставница Авдотья Пыпина обучила Марфу грамоте по Часослову и Псалтыри, а также рукоделию.

По теме: Палаты бояр Романовых на Варварке и история возвышения рода Романовых

Марфа Алексеевна
Марфа Алексеевна, в монашестве Маргарита, дочь царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильинишны. Литография В. Ульриха // Российский Царственный Дом Романовых. Художественно-историческое издание. С Высочайшего Е.И.В. соизволения посвящено воспитанникам военно-учебных заведений. – СПб.: Издание Г.К. Фридебурга, 1857

После того, как в 1669 году скончалась царица Мария Ильинична, заботу о девушке взяли тетки со стороны отца. Особенно привязалась Марфа к Татьяне Михайловне, которую называла «матушкой». Теплые отношения сложились у неё и с сестрами, в том числе, и с царевной Софьей, которая была младше её на пять лет. А вот отношения со второй супругой отца, Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая была всего лишь на год старше царевны, не были безоблачными.

Марфа вела подобающую царевне затворническую жизнь и не стремилась к власти. Однако это не уберегло её от превратностей судьбы. Во время конфликта Софьи с Петром в 1689 году, Марфа по поручению Софьи ездила к Петру для примирения. После низложения Софьи Марфа поддерживала с ней связь и тайно посещала её в Новодевичьем монастыре.

В 1698 году произошел новый стрелецкий бунт, который был жестоко подавлен. На допросе, который вел лично Петр, Марфа Алексеевна созналась, что это она передала Софье пожелание стрельцов видеть царевну на троне. Марфу обвинили в пособничестве захвату власти и 28 ноября 1698 года заточили в Свято-Успенском женском монастыре в Александрове, бывшем Государеве дворе Василия III и Ивана Грозного. Там она находилась под строгим контролем настоятельницы, без права покидать стены обители. 29 мая 1699 года её постригли в монахини под именем Маргарита.

По теме: Александрова Слобода — великолепный Государев двор Василия III и Ивана IV Грозного

М.А.Подкопаева. Царевна Марфа Алексеевна в Александровой слободе
М.А.Подкопаева. Царевна Марфа Алексеевна в Александровой слободе. 2008 год

В Свято-Успенском монастыре к царевне Марфе относились с соответствующими почестями и называли её «Великая Государыня благородная Царевна и великая княжна инокиня Маргарита Алексеевна». На её содержание и личные расходы из казны выделялась та же сумма, что и до заточения — 2,6 тысячи рублей ежегодно. Опальную царевну обслуживал целый штат прислужниц, что и прежде во дворце. Однако в письмах к сестрам она нередко жаловалась на скудное довольствие, обострившуюся подагру и другие болезни. На средства царевны был установлен новый иконостас в Распятской церкви, жертвовала она и на другие нужды обители.

Будучи искусной рукодельницей, Марфа Алексеевна организовала в монастыре небольшую мастерскую, в которой обучала вышивке шелками и золотом молодых послушниц. В Успенском монастыре вплоть до его закрытия в 1923 году хранились вышитые царевной фелони и стихари.

С. М. Прокудин-Горский. Стихарь, шитый царевнами сестрами Петра. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Стихарь, шитый царевнами сестрами Петра. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru
С. М. Прокудин-Горский. Стихарь, шитый царевнами сестрами Петра. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Стихарь, шитый царевнами сестрами Петра. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru
С. М. Прокудин-Горский. Фелонь, шитая царевнами, сестрами Петра I. 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Фелонь, шитая царевнами, сестрами Петра I. 1911 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru

Царевна-инокиня поддерживала связь с сестрами, теткой и высокопоставленными сановниками. Многие знатные особы посещали Марфу Алексеевну, некоторые из них поселились в монастыре. Частыми гостями были сестры, особенно Мария и Феодосия. Последняя приняла иноческий постриг с именем Сусанны и, по некоторым данным, проживала в Успенском монастыре. В 1706 году Марфу тайно посетил царевич Алексей Петрович, направлявшийся в Суздаль, где в Покровском монастыре была заточена его мать Евдокия Лопухина, в иночестве Елена. По монастырскому преданию, однажды к Марфе приехал и царь Петр. Все это, безусловно, изменило жизнь тихой до этого обители.

По теме: Суздальские монастыри и слободы

Для Марфы Алексеевны в Успенском монастыре построили белокаменные и деревянные палаты под тесовой крышей, из которых через специально прорубленный ход можно было попасть в Распятскую церковь. Каменные палаты дошли до наших дней, и сейчас в них размещается экспозиция с личными вещами опальной царевны. Сохранились также изразцовые печи и фрагменты настенной росписи.

Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Личные вещи царевны Марфы Алексеевны,конец XVII — начало XVIII века
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Кресло. Дерево, бархат, токарная и ручная работа
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Ширма-дверь, копия
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Изразцовая печь и посуда
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Стол, над ним икона «Избранные святые», XVII век. Шкаф-киот, XIX век с предметами религиозного культа, XVII-XVIII века
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Музейная экспозиция в Марфиных палатах. Зеркало царевны Марфы Алексеевны, конец XVII — начало XVIII века
Александров, Свято-Успенский женский монастырь, Марфины палаты
Изразцовая печь в одной из комнат Марфиных палат

Большая часть вещей царевны Марфы после закрытия Успенского монастыря в 1923 году была перевезена в Москву, где хранится в фондах Государственного исторического музея.

С. М. Прокудин-Горский. Собственные вещи царевны Маргариты. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год
С. М. Прокудин-Горский. Собственные вещи царевны Маргариты. [Успенский монастырь, г. Александров.] 1911 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru
Инокиня Маргарита скончалась 19 июня 1707 года в возрасте 55 лет и была похоронена в общей могиле на монастырском кладбище. По просьбе её сестер Марии и Феодосии, 5 июня 1712 года останки царевны-инокини были перезахоронены в склепе под монастырской церковью Сретения Господня. В 1713 году царевна Феодосия (в иночестве Сусанна) упокоилась рядом с сестрой. До 1850 года в этой усыпальнице погребали также игумений монастыря.

Храм Сретения Господня, Свято-Успенский монастырь, Александров
Храм Сретения Господня и Больничный корпус
Гробницы царевен Марфы и Феодосии под Сретенской церковью
Гробницы царевен Марфы и Феодосии под Сретенской церковью. Источник: сайт Успенского женского монастыря alexandrov-obitel.ru

После смерти Марфы и Феодосии сложилась местная традиция их почитания как святых, сообщалось о чудесах исцеления у их гробниц. В 1991 году, когда был возобновлен Свято-Успенский монастырь, в усыпальнице обнаружили две пустые гробницы без надгробных плит. По одной из версий, после закрытия монастыря в 1923 году останки царевен вывезли в Чудов монастырь в Москву.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.