Я люблю музыку многих композиторов: Вивальди, Скарлатти, Генделя, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Сен-Санса, Чайковского, Рахманинова, Сибелиуса и многих других, не только классиков, но и современных. За каждым произведением у меня стоят определенные ассоциации и образы. Но есть один композитор, который для меня стоит над всеми ними — Иоганн Себастьян Бах.

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Кажется, впервые я услышала Баха на пластинке, в исполнении известного органиста Гарри Гродберга. Потом я услышала «живое» исполнение музыки Баха в церкви Нигулисте в Таллине (в то время ещё советском), где я буквально прорыдала весь концерт, ощутив странное чувство экзистенциального одиночества (хотя формально к этому не было никаких предпосылок).

В детстве, под руководством преподавателя и сама, я играла некоторые произведения Баха: пьесы из альбома Анны Магдалены Бах, несколько маленьких прелюдий и фуг, прелюдию до-мажор из «Хорошо темперированного клавира», две или три инвенции. Но в то время ни технически, ни морально, как понимаю с высоты прожитых лет, я еще не доросла до Баха.

В студенческие годы я собрала приличную коллекцию звукозаписей Баха. Во время почти месячной поездки в Прагу я буквально через день ходила на органные концерты, и если там был Бах, это было счастье. Ходила и на концерты в Москве, чаще — в зал Чайковского. В то же время у меня появился небольшой любительский синтезатор «Ямаха», и мне нравилось играть на нем в тембре орган, представляя себя играющей на огромном органе в костеле.

Сейчас я вновь подступилась к Баху. Именно его Адажио заставило меня окончательно осознать, что сама я это произведение не осилю, хватит вечно барахтаться в самостоятельном музицировании, мне нужен учитель, наставник.

По теме: Нужен ли взрослому пианисту-любителю преподаватель музыки? Мой опыт

И вот, мы начали разбирать вторую из «Шести маленьких прелюдий» Баха. И с первых же нот стало ясно: за кажущейся простотой скрывается глубина и сложность, недоступная взгляду самоучки. Моя мечта — когда-нибудь сыграть все «Шесть маленьких прелюдий» Баха.

"Шесть маленьких прелюдий" Баха
Издание 1802 года «Шести маленьких прелюдий» Баха (Eda Kuhn Loeb Music Library / Bach, Johann Sebastian, 1685-1750. [Kleine Praludien, BWV 933-938]. Six preludes a l’usage des commencants pour le clavecin / composee par J.S. Bach. Leipsic : Ambroise Kuhnel : Bureaude musique, [ca. 1802]. Merritt Mus 627.1.412.3)
Формально, музыка Баха принадлежит барокко, но в ней есть что-то вневременное, то, что не принадлежит этому миру, то, что раскрывает самый смысл человеческого существования. Это очень точно прочувствовал Тарковский, когда в «Солярисе» пронзительно-печально звучит хоральная прелюдия фа-минор.

Для меня Бах чем-то сродни Канту в философии, иных параллелей я не нахожу (если вообще правомочны такие параллели). «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Бах — он об этом. О Боге.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.