Продолжу свой рассказ о Парке-выставке садов Юаньбоюань 园博园 в Пекине. Сегодня мы познакомимся ближе с садом Пекина. Он объединяет в себе все типичные пекинские сады. Здесь есть и башня-терем, и галереи, и открытые беседки, и павильоны. В середине — пруд с журчащей водой, вокруг которого поднимаются скалы. Пекинский сад полон загадок и ждет того, кто его разгадает.
Снаружи пекинский сад окружен оградой, благодаря чему вся внутренняя жизнь дома скрыта от людских глаз. Белые стены прорезают окошки разных форм, обрамленные красными простыми наличниками. Стекла в них, как правило, расписаны цветами. И часто матовые — чтобы пропускали свет, но не дали заглянуть.
Китайцы любят необычные формы. Деревья с изогнутыми ветвями придают саду изысканность. Здесь все пространство словно искривлено, изломано, благодаря чему расширяются границы и оно кажется больше, чем есть на самом деле.
Неторопливо гуляя по саду, поражаешься мастерству китайских мастеров и садовников. Здесь все продумано до мелочей: пруд и журчащая вода, которые дарят прохладу в летний зной и освежают воздух, тенистые галереи, опоры которых словно обрамляют картины сада. Даже не верится, что все в саду — творение рук человека.
За каждым поворотом скрывается новая, неожиданная картина. Удивительно, но вся эта красота расположена на сравнительно небольшой площади — всего 12500 квадратных метров!
А как китайцы любят камни необычной формы! Они обязательно должны быть в любом саду. Раньше, чтобы придать камню подобную форму, его опускали на дно озера, где в течении долгих десятилетий, а то и столетий, вода обкатывала его, вымывая все лишнее. В наше время все делается быстрее: точильный станок и руки мастера.
По пекинскому саду, как впрочем, и по другим садам Китая, нельзя ходить по какому-то заданному маршруту. Ты постоянно находишься в движении, кружишь, возвращаешься назад. И каждый раз видишь иную картину. Глаз находит все новые и новые виды. В таком саду можно провести немало часов.
Галереи и беседки — обязательный атрибут пекинского сада. В летний зной они дарят спасительную тень. Они расчленяют единое пространство сада на мелкие дворики, благодаря чему визуально сад кажется больше. Резные карнизы галерей создают изысканную рамку для природных картин.
А еще в пекинском саду очень желательно присутствие скалы с проходом и гротами. Она — символ гор, где обитают бессмертные-сяни.
Яркие краски деревянных построек резко контрастируют с листвой растений. Но, удивительным образом, не подавляют их.
Под сводами галерей мы обнаруживаем рисунки, продолжающие тему сада. Вот она, разгадка. Галерея всеми возможными способами раскрывается навстречу саду, а сад входит в неё. И в какой-то момент ты уже не можешь отличить творения природы от рукотворного, все сливается в единый вихрь, который затягивает тебя. И лишь очень внимательный человек обнаружит: это игра, которую навязывает тебе мастер. И уже твое дело — включаться в неё или нет.
А еще китайцы обожают прием «сад в саду». Когда маленький закуток превращается в самостоятельный сад со своей собственной идеей. И поневоле останавливаешься здесь, чтобы полюбоваться. И вновь чувствуешь, как пространство затягивает тебя, а время останавливается. Не потому ли многие китайцы отличались таким долголетием?
А вот окошко с частой обрешеткой. Оно защитит помещение от палящего солнца, раздробит привычное пространство.
Пройдя по лабиринту галерей, добираемся до нового дворика. В нем — своя атмосфера. На этот раз — пышное цветение пионов, символа Китая.
А какой китайский сад обойдется без бамбука, одного из четырех благородных цветов? Этого вечного символа стойкости и гибкости одновременно?
И снова поднимаешь голову, разглядывая галерею. И в очередной раз поражаешься знакомой картине, виденной только что, но в другом исполнении.
А потом входишь в другой двор, и здесь тебя ждет сюрприз. Кажется, вон в той дальней беседке у стены есть проход в еще один двор? Или все-таки нет?
Подивившись фантазии мастера, переводишь взгляд на другие постройки. И снова удивленно качаешь головой, видя как здорово смотрятся ветви дерева на фоне изысканной росписи крыши.
А взгляд скользит дальше и наталкивается на картину с абсолютно другим настроением. Камень и красный клен. Цветовое пятно, которое выделяется на фоне более яркого и вычурного.
Оборачиваешься назад — и снова не в силах отвести взгляд от этой бесконечной игры с пространством, цветами и формами.
А галерея зовет тебя вперед — туда, по ступенькам вниз.
А в конце пути тебя ждет сюрприз — дальше дороги нет. Поворачивай назад. Но это нисколечко не обидно, ибо наградой будет новая картинка.
И снова выходишь к знакомому саду пионов. И тихонько удивляешься про себя — как так мастер-садовник обхитрил тебя, заставив бродить вокруг маленького клочка земли.
А вот и обитатель сада. Уж он-то точно знает все его потаенные уголки, для него здесь нет тайн.
И вновь возвращаешься к башне-терему и скале, на которой он стоит. Скала, безусловно рукотворная. Как и сосна, растущая перед ней, намеренно изогнута садовником. Но ведь здорово, верно?
А китайцы, тем временем, удобно расположились в беседке и вкушают свой обед. Они-то уже привыкли к играм пекинского сада и ничему не удивляются. Главное — сытый желудок!
В какой-то момент ты устаешь от всего этого вихря красок и линий. Хочется чего-то более простого и безыскусного. Но сад подхватывает тебя вновь, и ты вновь открываешь для себя все новые и новые его уголки.
Китайцы в беседке по-прежнему ведут свои разговоры. И шум их громких и резких голосов вливается в общий вихрь красок и форм.
Поднявшись на вершину скалы, обозревая весь сад, вновь удивляешься — как так на такой маленькой площади удалось столько всего уместить!
И в какой-то момент говоришь себе: все, больше не могу. Хочу на простор, увидеть горы. Перед твоими глазами уже маячит простая бамбуковая ограда. Уже готовишься подняться по лесенке, ведущей к ней…
Но оборачиваешься назад, и понимаешь, что не в силах уйти отсюда, покинуть это загадочное место.
Но в какой-то момент сад все-таки отпускает тебя. Нет, не навсегда. Время от времени он будет напоминать о себе в воспоминаниях, фотографиях. И однажды он снова позовет тебя, в этот круговорот жизни, вечную игру пространств, форм и цветов.
Продолжение следует…
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.