Спегальский Ю.П. По Пскову XVII века

Главная страница » Россия » Псковская область » Псков » Спегальский Ю.П. По Пскову XVII века

Рисунки-реконструкции Пскова XVII века были созданы Юрием Павловичем Спегальским в страшную зиму 1941-1942 годов в блокадном Ленинграде. Современники сравнивали их с Седьмой симфонией Шостаковича. Перед нами предстает великолепный Псков, каким он был в пору своего расцвета. Мощные крепостные стены и башни, величественные храмы, огромные 4-5 этажные дома купцов.

Увы, многое из этого не сохранилось до наших дней. Немало памятников старины было утрачено в 1701 году во время подготовки города к Северной войне, когда были насыпаны высокие бастионы, затем — в годы Великой Отечественной войны. Да и в годы Советской власти немало было утрат. А иное дошло до наших дней в сильно искаженном виде.

Мне кажется, знакомство с Псковом должно начинаться с чтения книг Спегальского. По крайней мере, с одной из них — «По Пскову XVII века».

Я опускаю здесь вступительную статью к изданию, написанную академиком Д.С.Лихачевым и вступительную статью Спегальского — главу «Псков и его архитектура в XVII веке» из книги Ю.П.Спегальского «Псков. Архитектурные памятники». Интересующиеся могут прочитать их на сайте, посвященному Спегальскому.

По Пскову XVII века

Рисунки Ю.П.Спегальского

Автор пояснительного текста к рисункам архитектор-художник О.К.Аршакуни

Лениздат, 1974

Плавучий мост

Плавучий мост

Дороги, которые вели в Псков с запада, сходились к Плавучему мосту через реку Великую. На другом берегу раскинулся город. С Плавучего моста в него входили через Власьевские ворота в четырехугольной Власьевской башне. Высокая крепостная стена влево от башни — западная стена Довмонтова города. Дальше за ней видны часть укреплений Кремля, верхушки Троицкого собора и его колокольни.

Власьевские ворота

Власьевские ворота

Из под затемненных ворот Власьевской башни открывалось широкое, сверкающее светом пространство площади Старого торга. У самых ворот, налево — каменная караульня, за ней — церковь Власия, направо — бывший княжий, позднее государев, казенный двор. Вдали виден Пушечный шатер с крутой тесовой крышей.

Пушечный шатер

Пушечный шатер

Под его защитой на обширном деревянном помосте хранилась тяжелая псковская артиллерия: пищали Медведь, Трескотуха и другие. Был на этой площади, у стены Довмонтова города, и другой шатер, где хранились мелкие орудия. Направо, вблизи церкви Василия, видна часть Приказных палат.

Приказные палаты

Приказные палаты

Это административное здание (1693-1695) с высокой крутой тесовой крышей на четыре ската, затейливо украшенной, и со слуховыми окнами в виде больших «бочек» луковицеобразного очертания. Поставленное на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, оно поддерживало всю композицию площади своими монументально пластичными формами.

Изборская улица

Изборская улица

К площади Старого торга сходились все главные улицы Пскова, в том числе Великая (ныне Советская), переходившая за городом в Смоленскую дорогу. Петровская (ныне Карла Маркса) — дорога, ведущая из Новгорода, Званица (ныне улица Леона Поземского) — продолжение дороги из Гдова и Нарвы. Через Плавучий мост и Изборскую улицу (ныне часть ее сохраняется под названием Конной) площадь была связана с сухопутной дорогой на Изборск и Ригу, а пристани на Пскове и Великой соединяли ее с водными путями. После долгого пути через дремучие леса, многоверстной массой стоявшие от границы Ливонии до Завеличья, проехав узкой Изборской улицей, путник оказывался перед простором реки Великой, на другой стороне которой во всей красе представал Псков.

Довмонтов город

Довмонтов город

Цветные с позолотой купола храмов, живопись икон под навесами, часовенки, кладбища с оградами и воротами — все эти разнообразные строения Довмонтова города живописно сочетались между собою. А рядом вздымались белые стены Крома и сверкали золотом главы собора в детинце. Ко времени призвания самостоятельности Пскова (1348) в Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными купеческими и церковными объединениями города. Здесь были общественные постройки, корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них. Значение общегородского центра Довмонтов город сохранил и в XVII веке.

В Довмонтовом городе

В Довмонтовом городе

Храмы, звонницы… В Довмонтовом городе было множество церквей, и при них приделы, притворы, галереи, палатки.

Вход в Кром (Темные ворота)

Вход в Кром (Темные ворота)

В Кром проходили через ворота в стене детинца, которую псковичи называли Перши (Перси). Эта стена имела решающее значение в системе обороны Пскова. От Довмонтова города ее отделял глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Внутрь детинца попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень — узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот.

Троицкий собор

Троицкий собор

После сумрачной щели охабня неожиданно открывалось залитое ярким светом широкое пространство торжественной Вечевой площади. На правой ее стороне вздымался сверкающий золотыми куполами величественный Троицкий собор, построенный в самый расцвет самобытной псковской церковной архитектуры (1367). В соборе хранились все реликвии города: мечи его князей — Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, древние грамоты Пскова, печати и государственная казна.

На Митрополичьем дворе

На Митрополичьем дворе

Переднюю часть Кремля занимали Благовещенский собор и Митрополичий двор. Все здесь было крупно и величественно. Могучая стена и высокий обрыв с протоком внизу отделяли Кремль от расположившегося у его подножия Довмонтова города.

Уголок Владычного двора

Уголок Владычного двора

Владычный двор примыкал к Першам. С XVII века он занимал добрую половину Вечевой площади, украшая южную сторону богатой архитектурой церквей и палат.

Церковь Благовещения на Крому

Церковь Благовещения на Крому

Церковь Благовещения на Крому, простая и изящная по своей архитектуре, стояла на юго-западном углу Крома. На рисунке показана часть крепостной стены, каменные (Смердьи ворота) с караульней при них, верхняя часть Смердьей башни.

Буй

Буй

Буй — двор за оградой возле храма. Имел захоронения, и тяжелые каменные кресты четко выделялись на фоне белых стен храмов и звонниц.

Нижние решетки

Нижние решетки

У слияния Псковы с Великой были устроены Нижние решетки, где под сводами, прорезавшими толщу крепостной стены, между дубовыми, окованными железом бревнами опускных решеток бурлила и пенилась вода Псковы.

У Нижних решеток

У Нижних решеток

У Нижних решеток день и ночь стояли стрельцы на карауле.

Верхние решетки снаружи города

Верхние решетки снаружи города

С востока, у грозной Гремячей башни, бурливая Пскова втекала в город сквозь пролеты с решетками, и здесь шумели колеса и запруды многочисленных мельниц.

Верхние решетки внутри города

Верхние решетки внутри города

Видны высокая Гремячая гора, Гремячая башня, часть стены с арочными проемами, где были решетки. Вдали — церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, ближе — палаты Гремяцкого монастыря, еще ближе — часть строений кожевенного завода.

Пскова у Верхних решеток

Пскова у Верхних решеток

На том берегу Псковы — Гремячая гора с Козьмодемьянской башней (теперь ее называют Гремячей). Около нее виден купол церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, принадлежавшей Гремяцкому монастырю, а у склона — монастырские палаты (видна верхняя часть их крыши). В отдалении, на склоне горы, — богатые жилые палаты XVII века в Волчьих ямах, ниже, у самой речки, — так называемая «Хлебопекарня» (сохранившаяся часть строения крупного кожевенного завода последней четверти XVII века; в XIX веке в нем помещалась полковая хлебопекарня. Это строение находилось на островке. Проток, отделявший его от запсковского берега, засыпан в XVIII веке).

Церковь Николы на Усохе

Церковь Николы на Усохе

Три церкви — Николы на Усохе, Василия на Горке и Одигитрии на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря — были расположены на одной улочке Враговке, которая начиналась от стены Среднего города, около храма Василия на Горке, огибала горку, на которой стоял этот храм, пересекала Великую улицу у церкви Николы на Усохе и шла к воротам Печорского подворья. Древние псковичи провели эту улочку не прямо, а с переломами, открывавшими ряд красивых перспектив. Храмы Василия на Горке и Николы на Усохе, как все приходские церкви, были окружены оградами, за которыми размещались кладбища с зеленью, крестами и часовнями. Кончанский храм древнего Опоцкого конца — церковь Николы на Усохе (или в Опоках) — впервые был построен в 1371 году. В 1535 году на его месте построили новый. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора.

Церковь Василия на Горке

Церковь Василия на Горке

Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке, у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды. Короткая улица Враговка, шедшая от Печерского подворья и церквей Варвары и Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон.

Кстовская башня

Кстовская башня

Кстовская башня — угловая башня Среднего города, на самом берегу Псковы. От нее стена шла по берегу к Довмонтову городу. Отсюда были видны две церкви: Богоявление со Кстова и Рождества со Кстова.

Броды

Броды

Один из живописнейших участков старого Пскова у высокого, пробитого рекой в скале левого берега, названного псковичами Подгорьем. Здесь располагались мельницы, бани, разного рода «варницы», трепальни, кожевенные мастерские и маленькие, скромные дворики посадских людей. Среди деревянных построек в XVII веке тут появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанного узкими улочками с переулками, высился скалистый, обрывистый берег, по краю которого возвышались храмы и монастыри с каменными церквами. Здесь же расположился и двор богатого купца Ямского, а северо-восточнее стоял массивный, сложной композиции, богато убранный храм Богоявления. Его главы были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, а приговор — большим резным каменным крестом и наружными фресковыми росписями. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого (1444), был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но в XVIII веке и он разрушился.

Дом Ямского в Бродах

Дом Ямского в Бродах

Двор богатого псковского купца Никифора Ямского (80-е годы XVII века). Главные палаты возвышались на углу, у Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан). Комплекс очень красивых каменных зданий, выдвинутых из общей массы застройки к реке, стал одним из важнейших архитектурных акцентов северной стороны Окольного города. Главные палаты Ямского, относящиеся ко времени расцвета псковской гражданской архитектуры, отличались совершенством композиции и декоративной обработки.

Дом Ямского с сада

Дом Ямского с сада

Каменный вид здания превосходно увязав с деревянным верхом. Деревянное гульбище (крытый балкон), устроенное вокруг больших выступов здания, позволяло любоваться прекрасными перспективами Завеличья и Запсковья.

Островок

Островок

Если от бывшей Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан) спуститься вниз и пройти по бывшему Подгорью, то можно выйти на Островок. Эта часть города не утратила черты старинного, очень поэтичного облика и в наши дни: тесные дворики в густой зелени деревьев, ограды со старыми тесовыми воротами, калитки с коваными железными узорными кольцами. На высоком берегу здесь стояли монастырские храмы: Пятницы в Бродах, или в Песках (1534), и Благовещения в Песках на Бугру (впервые был построен в 1421 году, но разобран и выстроен заново в XVII веке; ныне оба храма засыпаны землей). Здесь же, недалеко от крепостной стены, возвышается земляная петровская батарея (Лапина горка), под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского «из Песок» монастыря.

Церковь Пятницы в Песках

Церковь Пятницы в Песках

Монастырский храм — церковь Пятницы в Песках (1534)- стоял за оградой с воротами на высоком берегу Псковы. Внизу видна часть стены с Верхними решетками.

Двор на Никольской улице (ныне улица Гоголя)

Двор на Никольской улице (ныне улица Гоголя)

Богатое жилое здание первой половины XVII века (получившее название Солодежни). Три этажа постройки были каменными: два нижних служили для хранения имущества и товаров, в третьем располагалась повалуша — зал для сбора всей семьи, приема гостей и увеселений. Над повалушей размещались деревянные, рубленные из бревен, хоромы, в которых находились спальные горницы, а над ними располагались вышки, чердаки, сенники. (В этом здании сохранились только два нижних каменных этажа).

Повалуша в богатых купеческих палатах

Повалуша в богатых купеческих палатах

Повалуша — очень просторное, светлое помещение с деревянным потолком. Вдоль стен — скамьи с резными подзорами. Обогревалась повалуша печами.

Никольская улица

Никольская улица

На Никольской улице стоял в XVII веке и дом Печенко. Рядом с ним — изба на каменном основании (вторая половина XVII века), принадлежавшая посадскому человеку среднего достатка.

Дом Печенко

Дом Печенко

Древние палаты на Никольской улице, названные по последнему владельцу «домом Печенко», состояли из двух частей. Более старая, в углублении двора, с одноэтажным каменным низом, — единственная в своем роде постройка с очень интересными интерьерами. Новая часть — крупное жилое здание с двумя каменными этажами и рублеными деревянными горницами над ними. Дом имел крыльцо и деревянную светлицу над ним с висячим балконом. Дворик этих палат был небольшим. На правой стороне его размещались низкие деревянные подсобные строения, а на левой, освещенной солнцем, входившего во двор встречало лаконично и скромно украшенное, но очень приветливое крыльцо палат. Для гражданского зодчества XVII века Пскова было характерно при сравнительно простой отделке достигать большой выразительности интерьера с помощью эффекта освещения. (Старейшая часть дома Печенко находится в развалинах. От новых палат сохранились лишь два каменных этажа).

Повалуша в старой части дома Печенко

Повалуша в старой части дома Печенко

Повалуша в доме Печенко была перекрыта сводом, в стенах сделаны стенные шкафы, вдоль стен стояли скамьи с резными подзорами.

Вид на северо-западный торец повалуши

Вид на северо-западный торец повалуши

Изразцовая печь повалуши отличалась пышным растительным орнаментом и яркостью расцветки. Роспись была сделана синей, белой и зеленой поливами по сиреневому, а местами по красному фону. Некоторые части печи расписывались синей, белой, желтой и красной поливами по травянисто-зеленому фону.

Сени в новых палатах дома Печенко

Сени в новых палатах дома Печенко

Новые палаты представляли собою жилище более богатого типа. Нижний этаж отводился под склады, второй служил для приема гостей. По обе стороны входных сеней, перекрытых сводами, помещались столовая и «веселая» палаты. Из сеней можно было подняться через внутристенную лестницу в деревянные верхние хоромы.

Внутристенная лестница в старой части дома Печенко

Внутристенная лестница в старой части дома Печенко

Из сеней в верхние деревянные хоромы вела внутристенная лестница с высокими каменными ступенями.

Столовая палата в новой части дома Печенко

Столовая палата в новой части дома Печенко

Столовая палата была обращена в сторону улицы, перекрыта деревянным потолком. Стол в ней располагался «глаголем», то есть в виде буквы «Г». Вдоль двух стен шли скамьи. В столовой палате стоял большой, от пола до потолка, киот. Круглая орнаментированная печь была сложена из изразцов белого, розоватого, а местами желтоватого и бледно-сиреневого оттенков. Орнамент растительный, лишь кое-где изображены птицы, клюющие ягоды. Роспись выполнена изумрудно-зеленой и темно-зеленой поливами.

«Веселая» палата в новой части дома Печенко

"Веселая" палата в новой части дома Печенко

Обращенная в сторону дворового участка, «веселая» палата также была перекрыта деревянным потолком. Над ней, в деревянных этажах, находилась женская половина. «Веселая» палата была очень просторной. Ее украшала цветная изразцовая печь, основной фон которой был нежно-бирюзовый. Низ и верх печи опоясывали орнаментальные полосы с узорами из фантастических растений и птиц на белом фоне. Остальные части покрыты густым растительным орнаментом, и лишь по фризу шли изразцы с изображением единорогов и львов. Роспись была выполнена синей, голубой, желтой, зеленой и бирюзовой поливами. Красновато-коричневую поливу мастера клали как дорогое украшение. Она действительно походила на драгоценный камень: в глубине ее слоя поблескивали золотистые искорки.

Кабинет хозяина (дом Печенко)

Кабинет хозяина (дом Печенко)

Рядом со столовой палатой был кабинет, в котором хозяин занимался делами и развлекался в обществе друзей. (В этом помещении в 1927 году найдены очиненные гусиные перья, чернильница XVII века и целая колода игральных карт западноевропейской работы конца XVI — начала XVII века.)

В кабинете хозяина

В кабинете хозяина

Поганкины палаты

Поганкины палаты

Поганкины палаты (20-30-е годы XVII века) входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Со второй половины XVII века двор занимал целый квартал, На другой стороне Большой (ныне Некрасовской) улицы, ширина которой в старину в этом месте была около 6 метров, стояла приходская церковь Похвалы Богородицы с большой четырехугольной, отдельно стоящей, звонницей. Здесь, в очень оживленной, многолюдной части города, сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во все времена одной из основных дорог города. Место их пересечения называлось «красным крестом», то есть красивым перекрестком.

Вторые палаты Меншиковых на Великой улице

Вторые палаты Меншиковых на Великой улице

Вторые палаты Меншиковых имели трехэтажный каменный низ и деревянные этажи над ним. Особенность этого здания — богатая орнаментация оконных наличников, не получившая в Пскове большого распространения, поэтому палаты являются, в своем роде, неповторимой постройкой. (Здание сохранило всего лишь два каменных этажа).

Двор Меншиковых на Великой улице

Двор Меншиковых на Великой улице

Со стороны двора двухвсходное каменное крыльцо, вело в просторные сени. Из сеней налево был вход в домашние покои, направо — в светлую, богато и нарядно украшенную столовую палату. Лестница, устроенная в толще стены, выходила во двор и в погреб. В «веселые» (или «потешные») палаты из сеней вела лестница, тоже проходящая в толще стены. «Потешные» палаты имели выход на большое деревянное гульбище над крыльцом.

Столовая палата в доме Меншиковых

Столовая палата в доме Меншиковых

Столовая палата здесь имела сводчатое перекрытие. Стол располагался «покоем» (в виде буквы «П») и занимал середину зала. По трем сторонам шли лавки. Ножки стола были врублены о деревянный пол, так же как и ножки лавок, стоявших вдоль стен и заходивших в подоконные ниши. Вблизи входной двери стояли с одной стороны изразцовая печь, с другой — большой, от пола до свода, киот с иконами. Вечером палаты освещались паникадилами — люстрами, подвешенными к кольцам в своде.

«Потешная» палата в доме Меншиковых

"Потешная" палата в доме Меншиковых

«Потешные», или «веселые», палаты представляли собой два светлых, просторных зала, соединенных открытым проемом. Вдоль стен тянулись врубленные в пол лавки с резными подзорами. Печи изразцовые, с пышным рельефным орнаментом, расписанным блестящими цветными керамическими эмалями. Середина помещений оставалась свободной для игр и плясок.

Большое деревянное гульбище

Большое деревянное гульбище

Над верхней площадкой крыльца обычно устраивалось деревянное гульбище, куда входили из помещений для приема гостей в третьем этаже. Встречались гульбища и другого типа — в виде деревянных балконов вдоль дворового фасада или каменных галерей в первом этаже.

На гульбище богатых палат

На гульбище богатых палат

Один из типов гульбищ — каменная галерея в первом этаже.

Варлаамская наугольная башня

Варлаамская наугольная башня

Неприступность псковских крепостных стен и башен XVI-XVII веков особенно ощущается с наружной их стороны. И хотя башни были неодинаковыми, а стены на разных участках имели различные устройства и размеры, характер и масштаб крепостных сооружений были едиными. На всем протяжении внешней крепостной ограды — от Покровской башни до Верхних решеток, а оттуда вдоль Запсковской стены до Варлаамской башни — между стеной и рвом проходили «слухи», то есть постоянные каменные сводчатые подземные контрминные галереи.

Гремячая башня

Гремячая башня

Гремячая башня кроме «слухов» имела еще и каменный подземный «подлаз»; он спускался от башни до уровня воды и использовался в боевое время для обеспечения водой защитников Верхних решеток.

Запсковский большой мост

Запсковский большой мост

На Запсковье с площади Старого торга к мосту вел проезд в высокой Рыбницкой башне. Вид с Запсковского большого моста на Средний город был одним из наиболее интересных в древнем Пскове. Направо от Рыбницкой башни возвышался Довмонтов город с многочисленными церковными главами и позолоченными крестами. За ним, еще выше, поднимался Кром. По левую сторону, над стеной Среднего города, высился храм старого Снетогорского подворья. С 1510 года подворье стало жилищем псковского наместника, а потом воеводы.

Рыбники

Рыбники

Место на берегу Псковы, где располагались низкие деревянные рыбные ряды, называлось Рыбниками. Неподалеку вздымались белые крепостные стены и башни с шатрами, рядом по реке сновали ладьи с парусами и флажками на мачтах, а над всем этим высились блестящие главы церквей Довмонтова города и грандиозные громады Крома.

Ворота церкви Козьмы и Демьяна с Примостья

Ворота церкви Козьмы и Демьяна с Примостья

Под щипцом ворот в нише помещалась большая фреска.

Дом Трубинских с сада

Дом Трубинских с сада

Главными улицами Запсковья были Званица (ныне Леона Поземского) и Большая Запсковская (ныне улицы Герцена и Верхне-Береговая). На них ставили приходские церкви и монастыри. Во второй половине XVII века здесь, особенно на Званице, стали строить дворы псковские богачи. Обе улицы шли по краю или близко от края высоких берегов Великой и Псковы, с которых открывались красивые панорамы. Двор Трубинских на Званице — один из интереснейших памятников псковской гражданской архитектуры периода ее расцвета (последняя четверть XVII века). Главное здание двора — образец богатых жилых палат с встроенным крыльцом и планом в виде «глаголя»- интересно оригинальным сочетанием объемов, живописностью компоновки и тонко продуманной планировкой жилых помещений. Со стороны сада палаты имели в верхнем этаже деревянное гульбище.

Столовая палата в богатом купеческом доме

Столовая палата в богатом купеческом доме

Архитектурное решение дома Трубинских предусматривало мужскую и женскую половины не только деревянных спальных помещений, но и палат для приема гостей. Каждая из этих половин имела свое красное крыльцо, свои сени, столовую и «потешную» палаты. Столовая палата обычно выглядела очень нарядной. Стол устанавливался ближе к окнам, и богатая посуда блестела под лучами солнца. Обязательной принадлежностью столовой палаты были огромный киот с иконами и цветная изразцовая печь. Вечером палата освещалась паникадилами, подвешенными к кольцам в своде.

Особая палата для почетных гостей

Особая палата для почетных гостей

Малая столовая для приема особо почетных гостей в доме Трубинских в торце имела две арки, которыми отделялась часть помещения, повышенная на одну ступеньку. В левом пролете стояла изразцовая печь. В затененной глубине была дверь на лестницу, через которую к гостям, когда это требовалось обрядом, выходили из верхних покоев представительницы женской части семейства Трубинских.

В доме Трубинских

В доме Трубинских

В доме Трубинских при горницах женской половины на южной стороне имелась каменная светлица для дневных занятий и развлечений. Из нее можно было выйти на висячее гульбище, откуда открывалась необычайной красоты картина Крома, Довмонтова города, Рыбников, Завеличья, Нижних решеток, рек Псковы и Великой. Светелка и гульбище были и при мужской половине, над крыльцом.

Двор богатого человека

Двор богатого человека

В последней четверти XVII века в Пскове двор богатого человека создавался всегда как цельное архитектурное произведение, в котором и главные и подсобные строения, вплоть до колодца, были связаны единым художественным замыслом. Жилые здания компоновали так, чтобы они были удобно связаны с участком и подсобными строениями, чтобы их внутренние помещения нужным образом освещались солнцем или были в тени и выходили к улице или двору в соответствии с их назначением, чтобы крыльца, гульбища и светлицы не только обращались на солнечную сторону, но и к наиболее красивым местам города, к далеким живописным перспективам Пскова.

Крыльцо палат во дворе на Полонище

Крыльцо палат во дворе на Полонище

На купеческом дворе

На купеческом дворе

Двор в Песках

Двор в Песках

Двор на Завеличье

Двор на Завеличье

Крыльцо богатых палат

Крыльцо богатых палат

Двор на Полонище

Двор на Полонище

Во дворе богатых палат

Во дворе богатых палат

Улица Званица

Улица Званица

На улице Званице стоял и дом Жуковой — образец жилых палат XVII века: очень компактное по своей планировке здание со встроенным крыльцом; имело верхний деревянный этаж, висячее деревянное гульбище. В этой постройке отразилось стремление купечества перенять внешние формы западной культуры. Свидетельство тому — построенный в углу палат эркер, явно заимствованный из немецкой архитектуры. (Сохранялось лишь основание этого дома).

Двор на улице Званице

Двор на улице Званице

В центре двора — жилые палаты XVII века с двумя каменными и одним деревянным этажами, с каменным крыльцом и деревянным гульбищем.

Большая Богоявленская улица

Большая Богоявленская улица

«Богоявленский крест», где пересекались Запсковская улица с Богоявленской, идущей отсюда вниз к мосту на Броды, был украшен помимо храма Богоявления с Запсковья церковью Иоанна архиепископа.

В Окольном городе

В Окольном городе

В этой самой большой и наиболее оживленной части Пскова широкие пространства — нивы, огороды, сады — сменялись то узкими, тенистыми, то солнечными улицами и переулками; деревянные постройки чередовались с каменными. Местами открывались уютные, окруженные купами зелени площади, на которых блистали купола церквей, вздымались звонницы с круглыми столбами и зубчатыми крышами.

У Мирожи

У Мирожи

Один из старейших монастырей Пскова — Мирожский с собором XII века — неповторимый памятник архитектуры и монументальной живописи. (На рисунке — надвратная церковь Стефана; построена заново в конце XVII века на месте храма, возводившегося в 1404 и 1546 годах. На другом берегу Великой видны Покровская башня, часть стены, а за ней — купола церквей Рождества и Покрова.)

Дом Батова

Дом Батова

В конце XVII века это был целый жилой комплекс на Завеличье. Главное здание построено «глаголем» (в виде буквы «Г»), крыльцо встроенное. В этом доме был очень интересно спланирован подъезд к воротам парадного крыльца с улицы: строители даже часть улицы перед двором ввели в архитектурно — пространственный комплекс, подготовив тем вход во двор, а затем в палаты.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Обсуждение: 8 комментариев

  1. Классные рисуночки есть!:) Я не читал, я рассматривал:)

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Причем, заметь — это не рисунок с натуры. Так живо представить на основании исследований, каким был город в прошлом и потом так достоверно его нарисовать. Это действительно талант. Да еще в осажденном Ленинграде.

      Ответить
  2. Елена:

    Очень интересно! Спасибо большое за экскурс в прошлое!

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Рада, что понравилось! Мне кажется, благодаря таким людям как Спегальский, мы лучше узнаем свое прошлое.

      Ответить
  3. Картинки невероятные! Как из русских народных сказок. Я прямо в детство перенеслась, Мария. Вспомнился мультфильм «Летучий корабль» почему-то. Спасибо за доставленное удовольствие!

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Я тоже все время вспоминала картинки из сказок. А еще — художника Ивана Билибина. Хотя вроде по стилю они разные, но уж очень тема похожа. Билибин, кстати, умер в блокадном Ленинграде в 1942 году…

      Ответить
  4. Ничего себе, какие рисунки! Сравнивала их со своими фото из Пскова, очень любопытно! Спасибо!

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Я очень жалею, что узнала о Спегальском не до, а после своей поездки в Псков. Сейчас смотрю на этот город совсем другими глазами.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru