Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался Институт философии РАН. Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка. В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…

Усадьба Голицыных, Москва
Усадьба Голицыных

Усадьба Михаила Михайловича Голицына

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района: Выступление Рустама Рахматуллина (Архнадзор) в ИФ РАН

Музей изобразительных искусств, Москва
Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG — «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных, Москва
Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке
Герб Голицыных, усадьба Голицыных, Москва
Герб Голицыных

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Усадьба Голицыных, Москва
Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

♦ По теме: Прогулка по Волхонке

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных, Москва
Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Усадьба Голицыных, Москва
Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Усадьба Голицыных, Москва
Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца
План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

Усадьба Лопухиных, Москва
Усадьба Лопухиных

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Усадьба Долгоруких, Первая мужская гимназия, Волхонка
Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Флигели усадьбы Голицыных в Москве
Флигели усадьбы Голицыных в Москве

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Усадьба Голицыных
Усадьба Голицыных

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни».

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1 ).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных
Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1860), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Усадьба Голицыных, Москва
Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына». Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных
Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

Усадьба Голицыных, Волхонка, Москва
Фасад усадьбы Голицыных

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук, которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию. Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры.

Усадьба Голицыных, Волхонка, Москва
Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая, просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР, входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Усадьба Голицыных, Волхонка, Коммунистический университет
Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН
Волхонка, усадьба Голицыных, Музей изобразительных искусств
Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя
Институт философии РАН, усадьба Голицыных, Москва
Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН
Здание ИФ РАН на Волхонке, усадьба Голицыных
Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда
Усадьба Голицыных, Москва
Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

♦ По теме: Старые фотографии Волхонки

Кремлевская АЗС
Кремлевская АЗС

XXI век: музей или институт?

В 1990-2000 годах особняк на Волхонке по-прежнему находился в собственности Института философии РАН. Некоторые помещения второго этажа были отреставрированы, в них разместились Библиотека, Красный зал, помещения научных секторов. Четвертый и пятый этажи были заняты научными секторами и другими подразделениями института. На первом и пятом этажах также располагались учебные аудитории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Эти стены помнят жаркие философские споры, выступления знаменитых ученых, религиозных и политических деятелей. «Наш философский дом», — так называли 80 с лишним лет этот особняк на Волхонке.

Однако в конце 2000-х годов встал вопрос о передаче бывшей усадьбы Голицыных в собственность Пушкинского музея, которому катастрофически не хватало помещений для размещения своих коллекций.

Институт философии РАН, Москва, Волхонка
Зал Ученого совета Института философии РАН на 5-м этаже
Красный зал, усадьба Голицыных, Москва
Красный зал
Усадьба Голицыных, Москва
Потолок Красного зала
Усадьба Голицыных, Москва
Барельефы в Красном зале
Красный зал, усадьба Голицыных
Потолок в Красном зале
Усадьба Голицыных, Волхонка, Москва
Потолок в Красном зале
усадьба Голицыных, Москва
Светильник в Красном зале
Усадьба Голицыных, Волхонка
Потолок в одном из залов второго этажа

Первоначальный проект строительства «Музейного городка» по проекту британского архитектора сэра Нормана Фостера вызвал множество скандалов. Градозащитники опасались, что многие исторические усадьбы здесь будут перестроены, а их части, мешающие новому облику квартала, снесены вовсе. По недоразумению или чьему-то злому умыслу были противопоставлены интересы музея и сотрудников Института философии, этот конфликт продолжался несколько лет.

ИФ РАН, Волхонка
Наш сектор Восточных философий в день переезда

Тем не менее, в 2015 году Институт философии переехал в огромный особняк на Таганке (Гончарная улица, 12с1), а в главном доме усадьбы Голицыных разместилась выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук».

Городская усадьба Голицыных, План первого этажа
Городская усадьба Голицыных. План первого этажа. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город
Городская усадьба Голицыных, План второго этажа
Городская усадьба Голицыных. План второго этажа. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Усадьба Голицыных на Волхонке: что дальше?

Весной 2017 года особняк Голицыных будет закрыт на реставрацию. Самый большой спор вызвала двухэтажная надстройка над зданием. Некоторые проекты предполагали её разборку и восстановление первоначального облика усадебного дома. Однако, по словам директора по развитию Пушкинского музея Анны Трапковой,

… сделать это невозможно. Во-первых, законодательно невозможно вывести из государственной собственности два этажа здания, которое в существующем виде внесено в реестр объектов культурного наследия. Во-вторых, эти площади нужны для экспонирования коллекций музея.

Поэтому в нынешнем проекте реконструкции предполагается восстановить утраченный в советское время фронтон, а надстройку накрыть куполом из специального светопропускающего стекла, которая визуально скроет её и подчеркнет исторический облик усадьбы.

Усадьба Голицыных, Волхонка, проект реконструкции
Проект реконструкции усадьбы Голицыных. Фото с сайта moslenta.ru

Предполагается, что здесь будут экспонироваться произведения импрессионистов и постимпрессионистов второй половины XIX – начала XX века из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова: Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писсарро, Сезанн, Гоген, ван Гог, Матисс и фовисты, Пикассо и кубисты.

Усадьба Голицыных, Волхонка, Москва
Проект реконструкции: интерьер выставочного зала 4 этажа. Фото с сайта moslenta.ru

В одном из подвалов, где когда-то хранилось вино, предполагают устроить винный бар, в котором будут продаваться крымские вина Голицыных, другой ветви знаменитого рода.

***

Предвосхищая вопрос, нужно ли было перемещать Институт философии из здания на Волхонке, я отвечаю однозначно: да. Хотя мои коллеги наверняка закидают меня тухлыми помидорами за эти слова. Конечно, я понимаю горечь людей, всю жизнь проработавших в этих стенах.

Есть здания с удивительной судьбой, интересными хитросплетениями истории. Усадьба Голицыных, объединившая в себе частный дом одной из самых знатных фамилии России, Пречистенский дворец Екатерины Великой, «Московский эрмитаж», квартиры художников, писателей и философов, Коммунистическую академию и Институт философии — тому блестящий пример. Академический институт, особенно в наше время, не в состоянии поддерживать в должном виде здание, которому без малого 300 лет. Исторические интерьеры должны быть восстановлены и доступны для посетителей. И музей — лучшее, что может быть.

усадьба Голицыных, Институт философии РАН, Волхонка
После конференции

Информация для посетителей и карта

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14, стр. 5

Ближайшие станции метро: Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.