Северное побережье Финского залива чрезвычайно живописно: море, песчаные дюны и пляжи, валуны, сосны… До 1918 года это была территория Великого княжества Финляндского. После того, как в 1870 году была построена железная дорога из Санкт-Петербурга в Гельсингфорс, эти места стали застраиваться фешенебельными дачами и пансионатами. Сейчас это Курортный район Санкт-Петербурга.
♦ По теме: Финский залив Балтийского моря в Зеленогорске и немного о Терийоки
В 1899 году в Куоккале (в переводе с финского — «Рыболовный крючок», ныне поселок Репино) знаменитый художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) приобрел участок земли площадью около 2 га. Это место привлекло его своей уединенностью и, одновременно, близостью к столице: в 1894 года Репин стал руководителем живописной мастерской Императорской Академии художеств.
В честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал свою усадьбу «Пенаты». Здесь художник прожил 30 лет, до самой своей смерти. После того, как в 1907 году Репин отказался от должности профессора в Императорской Академии художеств, он почти не покидал «Пенатов».
Усадьба была зарегистрирована на имя его второй жены, Натальи Борисовны Нордман (1863-1914). По завещанию, в случае её смерти «Пенаты» переходили Репину, а после его кончины — в собственность Императорской Академии художеств, с условием, что здесь будет открыт музей.
Ворота с калиткой, ведущие в усадьбу, были сделаны по эскизам Репина в 1903 году, когда семья стала постоянно жить в Куоккале.
Это была запущенная, поросшая кустарником местность, которая стараниями Репина и его семьи превратилась в прекрасный парк с аллеями и прудами, парковыми постройками и большим домом.
Первоначально дом в усадьбе был одноэтажным, малоприспособленным для жизни и работы художника. За несколько лет он оброс многочисленными пристройками и превратился в двухэтажный, с балконами, верандами и остроконечными крышами. Строительство велось по замыслу Репина без плана, исходя из целесообразности помещений. Поэтому дом выглядит несколько причудливо, сочетая в себе черты северного модерна и древнерусского деревянного зодчества. Внутри него много света и воздуха.
По средам в Пенатах собирались гости. Заправляла репинскими «средами» супруга художника, которая по тем временам считалась весьма экстравагантной особой: вегетарианка, не носила меха. В «Пенатах» исповедовалась концепция «самопомощи»: Наталья Борисовна считала унизительным эксплуатировать чужой труд, поэтому гости добирались от станции в Куоккале до усадьбы и обслуживали себя самостоятельно, без помощи прислуги. Частым гостем на «средах» был друг и сосед Репина Корней Иванович Чуковский (1882-1969), благодаря которому вечера получались особенно блистательными и остроумными.
♦ По теме: Репинские среды, а также самопомощь, вегетарианство и ЗОЖ в «Пенатах»
После революции Куоккала оказалась на территории Финляндской республики. С 1922 года фактической владелицей дома становится старшая дочь Репина Вера Ильинична. Несмотря на уговоры советского правительства, Репин так и не вернулся на родину, пережив в «Пенатах» самые голодные и трудные годы. Здесь же он скончался в 1930 году и был похоронен в парке. После эвакуации в Хельсинки в 1939 году дети Репина вывезли в Финляндию архив и картины художника.
В 1940 году в «Пенатах» был открыт музей, но просуществовал он совсем недолго: началась Великая Отечественная война. В начале войны часть вещей и предметов обстановки были вывезены в Академию художеств в Ленинграде. Сам дом сгорел.
Восстанавливали дом Репина по сохранившимся фрагментам и фотографиям. В случае, если какие-то предметы обстановки были утеряны безвозвратно, они заменялись аналогичными того времени. Всего было восстановлено 10 комнат. В остальных, от которых не осталось фотографий прежней обстановки, размещаются музейные экспозиции и кабинеты научных сотрудников музея-усадьбы. Возрожденные «Пенаты» были торжественно открыты 24 июня 1962 года.
Первым помещением, куда попадали гости дома, была прихожая. Слева на бамбуковой подставке висит гонг «Там-там» и стоит плакат с надписью: «Самопомощь. Сами! Снимайте пальто, калоши! Сами! Открывайте дверь в столовую! Сами! Бейте весело крепче в Там-Там!!! Сами!» Под окном стоит сундук, который когда-то Репин подарил прислуге Мине Лаутанен.
На стене справа можно увидеть старый флаг «Пенатов», который поднимали над домом по репинским «средам».
В бывшей малой столовой, в которой Репины обедали во все дни, кроме среды, а также угловой комнате сейчас расположены музейные экспозиции.
Кабинет Репина находится в пристройке, окна которой выходят в сад, благодаря чему он сливается с окружающим пейзажем. Здесь Репин часто работал, в то время как кто-то из близких читал ему вслух книги. На столе и подоконниках стоят фотографии родственников и друзей художника, а также статуи знаменитых людей России — «русских великанов в маленьком виде», как говорил о них Репин. Многих из них он знал лично.
Из кабинета попадаешь в маленькую комнату перед гостиной.
Гостиная в «Пенатах» отличается простотой и изысканностью обстановки. Здесь вся семья и гости собирались по средам. На стенах висят картины кисти сына художника Юрия, друзей и учеников Репина. Репин очень любил музыку, у него в гостях бывали почти все известные музыканты того времени. В прошлом в гостиной стоял рояль фирмы Беккер №34132, выбранный для Репина композитором Александром Константиновичем Глазуновым. В наши дни представлен близкий по номеру рояль, на котором ранее играл сам Глазунов.
Гостиную украшает копия знаменитой скульптуры Венеры Милосской, поэтому это помещение также называли «комнатой Венеры».
Из гостиной широкая дверь ведет в зимнюю веранду.
Зимняя веранда имеет восьмиугольную в плане форму и увенчана прозрачным шатровым перекрытием. Это одна из самых ранних пристроек к дому. Репин в шутку называл её «киоск». Около окна стоит бюст Льва Николаевича Толстого работы Репина и бюст Репина работы Виктора Михайловича Васнецова, который считается единственным скульптурным произведением Васнецова.
До постройки мастерской на втором этаже здесь располагалась мастерская художника. В мягком кресле на высоком постаменте художнику позировали в разное время А.М.Горький, М.Ф.Андреева, Н.Б.Нордман, Л.Н.Андреев, В.Г.Короленко, П.В.Самойлов, В.М.Бехтерев и другие. Здесь принимали гостей, пили чай. Или, открыв двери и выдвинув рояль, устраивали домашние концерты.
♦ По теме: Роскошь и тайны особняка Рябушинского в Москве
В 1930 году в зимней веранде стоял гроб с телом Репина.
В столовой по средам устраивались торжественные обеды: Репин и Нордман славились свои гостеприимством и хлебосольством, однако вся еда в доме была вегетарианской. Порой здесь собиралось 30-40 и более человек. Сигналом к обеду в шесть вечера была мелодия музыкальной шкатулки. Гости обслуживали себя сами, следуя концепции «самопомощи»; за нарушение правил провинившийся должен был подняться на трибуну и произнести речь экспромтом.
Стол на 20 персон с вращающимся центральным ярусом, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году, не сохранился, сейчас в столовой выставлена его копия. Стены столовой украшают работы кисти Репина: картины, портреты дочерей, жены и друзей. В последние годы жизни художника это помещение использовалась в качестве спальни и мастерской Репина. Здесь же он скончался 29 сентября 1930 года.
Узкая лестница ведет из гостиной на второй этаж, где расположены мастерские и костюмерная Репина.
Зимняя мастерская была построена по проекту художника в 1906 году. Визуально она разделена на три части. Свет проникает сюда через большие окна и стеклянный потолок. Репин работал сразу над несколькими картинами, поэтому в мастерской стояло несколько мольбертов с холстами. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни.
… утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.
— Корней Чуковский. Репин (Из моих воспоминаний)
Репин работал ежедневно с утра до вечера, часто не менее 10 часов и без перерывов на еду. Исключение составляли среды. В этот день гости поднимались в мастерскую и осматривали работы художника, высказывая свою критику.
У большого окна в центре мастерской стоит «шаляпинский» диван. Подлинный диван не сохранился, поэтому был подобран похожий по форме и размерам.
Федор Шаляпин гостил в «Пенатах» три дня в феврале 1914 года. С ним приехала маленькая собачка Булька. Репин много раз переделывал портрет Шаляпина и в конечном итоге испортил его. Позднее поверх него была написана обнажённая женщина. А диван с тех пор стали называть «шаляпинским».
В мастерской выставлены подлинные вещи запорожских казаков, служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». На подставке стоит запорожский музыкальный инструмент — торба, под аккомпанемент которой гости «Пенатов» пели песни.
В мастерской выставлен последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом. Здесь художнику 76 лет. Рядом лежит специальная палитра Репина: в зрелом возрасте его правая рука была практически обездвижена, и он вынужден был писать свои работы левой рукой.
Небольшая дверь ведет из зимней мастерской на открытую веранду. Рядом выставлен эскиз картины «Торжественное Заседание государственного Совета». Оригинал работы хранится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
Илья Репин был сторонником здорового образа жизни и считал, что свежий морозный воздух оздоравливает и укрепляет организм. Круглый год он спал на открытой веранде, расположенной над кабинетом. Зимой, в морозы до -20° — в теплом спальном мешке, надев на голову колпак. Если температура была ниже, он переходил спать в зимнюю мастерскую.
По небольшой лесенке из зимней мастерской можно попасть в летнюю мастерскую, где художник работал летом. Гости бывали здесь редко: здесь хранились незаконченные картины и комната считалась «секретной». Архивных фотографий, по которым можно было бы восстановить обстановку этой комнаты, не сохранилось, поэтому сейчас здесь выставлены рисунки Репина, выполненные его друзьями и учениками, а также фотографии. Здесь же экскурсантам показывают фильм о жизни Репина в «Пенатах».
В костюмерной хранились костюмы для натурщиков. Предметы одежды здесь подлинные.
Парк вокруг дома производит впечатление сказочного леса. Около дома находится пруд под названием «Какой простор» и 72-метровая артезианская скважина — колодец «Посейдон».
Чуть в отдалении от дома находится «Храм Озириса и Изиды», который служил эстрадой для домашних концертов и лекций, а также домашних чаепитий и танцев. Поляна перед ним называется площадь Гомера Великого.
На склоне, который является береговым уступом древнего моря, расположена 12-метровая смотровая башня «Башенка Шехерезады» на «Чугуевой горке». С верхней площадки открывался великолепный вид на залив. К сожалению, в наши дни она находится в аварийном состоянии.
Согласно своему завещанию, Илья Ефимович Репин похоронен в уединенном уголке парка «Пенатов», где он очень любил бывать при жизни.
Дома художников отличает особенная эстетика. Здесь нет роскоши императорских дворцов или упорядоченности имений. Все повинуется спонтанному чувству красоты и гармонии. До наших дней в «Пенатах» сохранилась атмосфера загородной жизни творческой интеллигенции начала XX века.
Информация для посетителей:
- Адрес: Санкт-Петербург, посёлок Репино, Приморское ш., 411
- Телефон: +7 (812) 432-08-28
- Сайт: artsacademymuseum.org/muzej-usadba-i-e-repina-penaty
- Время работы: с 10:30 до 17:00 зимой и 18:00 летом, выходные дни: понедельник и вторник
- Стоимость билетов: от 200 ₽, есть льготные билеты.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.