Без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы — особняк известного промышленника, мецената, коллекционера Степана Павловича Рябушинского (1874-1942), построенный по проекту знаменитого русского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859-1926) в 1900-1903 годах. Он считается одним из лучших образцов русского модерна.
С 1931 по 1936 годы в этом доме жил Максим Горький (1868-1936), а после его смерти — невестка Надежда Алексеевна Пешкова с внучками писателя. В 1965 году здесь был открыт мемориальный музей-квартира Горького.
Дом необычайно красив. Здесь можно найти элементы английской готики и мавританского стиля, японские мотивы. Мягкие узоры ограждений балконов и ограды напоминают о море, подчеркивают текучесть жизни — излюбленный шехтелевский прием. Стены облицованы светлым глазурованным кирпичом. Широкий мозаичный фриз с изображением ирисов придает зданию особую нарядность. Цветочный мотив повторяется и в рисунке оконных рам.
Разные объемы создают игру света и тени. Глядя на здание, трудно сказать, сколько в нем этажей. Этим в свое время воспользовался старообрядец Рябушинский, по распоряжению которого был сделан «невидимый» третий этаж, на котором находилась старообрядческая молельня — до 1905 года старая вера преследовалась.
Интересно сравнить особняк Рябушинского с другим творением Шехтеля — домом Смирнова на Тверском бульваре, построенном чуть раньше. На мой взгляд, Смирновский особняк тяжеловесен и несколько мрачен, а дом Рябушинского — легкий и воздушный, хотя временами некоторая мрачность в интерьерах проскальзывает.
Рядом с особняком расположен двухэтажный флигель, в котором с 1941 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой. В 1987 году в его стенах открыт мемориальный музей.
Главный вход в дом Рябушинских со стороны Малой Никитской улицы закрыт, вход в музей находится со стороны двора с улицы Спиридоновка.
Когда попадаешь внутрь, первое, что поражает — это холл с необычной лестницей из эстонского вазалемского мрамора. Своей колористикой помещение уподобляется морской пучине, а лестница — волне, которая стремится ввысь. Приковывает внимание люстра, выполненная в форме медузы, которую сверху закрывает плафон, изображающий панцирь черепахи. Ручки дверей отлиты в форме морских коньков.
Особняк Рябушинского украшают 9 витражей, созданных русским живописцем Сергеем Арсеньевичем Виноградовым по эскизам Шехтеля. Они создают иллюзию пространства. К интерьерам приложил свою руку Михаил Александрович Врубель. Чувствуется влияние и Антонио Гауди,с которым Шехтель состоял в переписке.
Прежде чем подняться по лестнице, давайте осмотрим комнаты первого этажа. Они интересны тем, что отразили два культурных пласта — затейливый дом начала XX века богатого промышленника и мецената Степана Павловича Рябушинского и массивную, несколько мрачную стилистику 1930-х годов.
После революции особняк Рябушинского национализировали. В 1920-е годы им по-очереди владели Наркомат по иностранным делам, Государственное издательство РСФСР, Государственный Психоаналитический институт, детский сад «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей». В результате были утрачены некоторые детали интерьера и предметы мебели.
В октябре 1932 года Максим Горький окончательно вернулся в Москву. Особняк Рябушинского был передан ему в качестве квартиры. С ним проживали члены семьи — сын Максим Алексеевич Пешков с супругой Надеждой Алексеевной (по прозвищу Тимоша) и дочками Дарьей и Марфой. В целом, особняк Рябушинского не очень нравился Горькому — он казался ему слишком вычурным и сложным.
После смерти Горького (Максим Пешков скончался двумя годами ранее) Надежда Алексеевна осталась жить в этом доме, её стараниями в 1965 году был открыт мемориальный музей Максима Горького. Обстановка здесь сохранилась такой, как при жизни писателя.
Первая комната — Секретарская. Мебель здесь тяжелая, по моде 1930-х годов.
Спальня — самая тихая комната. Большое окно выходит в сад. Спальный гарнитур был приобретен для меблировки дома Горького довольно случайно. На угловой полке стояли книги для ежедневного вечернего чтения. На прикроватной тумбочке — фотография старшей внучки писателя Марфы, одна из последних фоторабот Максима Пешкова. Об Италии напоминает картина с изображением морского берега близ виллы «Иль Сорито» в Сорренто, где жил Горький.
Кабинет наиболее полно отражает вкусы писателя, напоминая другие кабинеты Горького в Сорренто (Италия), Тессели (Крым) и на подмосковной даче в Горках. Здесь Горький работал с корреспонденцией, писал свои произведения. Резной стол, два табурета и кресло перед письменным столом — китайские, купленные у антиквара семьей писателя и Алексеем Толстым.
Горький собрал внушительную коллекцию нэцкэ и других изделий из кости, инкрустированного бамбука, фарфора. Его друзья и знакомые, зная о пристрастии писателя, старались привезти ему подарки из Китая и Японии. Благодаря этому комната имеет ярко выраженный восточный колорит.
На высоком письменном столе, сделанном специально по заказу Горького, разложены письменные принадлежности в том порядке, как они лежали при жизни писателя. Если бы не прозрачный колпак над столом, можно было бы подумать, что Горький только что вышел из комнаты.
На мой взгляд, кабинет оказался наиболее гармоничной комнатой во всем доме, в котором соединились замысел Шехтеля и любимая обстановка Горького.
Из кабинета писателя попадаешь в Библиотеку — одну из самых необычных комнат в доме. Главная тема — образы сада с прудом, водного и надводного царств. Потолок покрыт ручной лепниной и украшен картушем с изображением хризантем и ползущей улитки, символа счастья. Вдоль стен стоят шкафы, выполненные по рисункам Горького. В этой комнате Горький проводил встречи с молодыми писателями, общался с коллегами.
Массивные книжные шкафы выполнены по эскизам Горького. В них находится последняя из собранных писателем библиотек — примерно 12000 томов, 10000 названий.
В Столовой любила собираться вся семья и гости, проводились литературные встречи. Во времена Рябушинского комнату украшал огромный камин из каррарского мрамора, разобранный в 1920-е годы, когда здание находилось в собственности различных организаций. Сейчас на его месте стоит диван.
Обойдя все комнаты первого этажа, мы вновь оказываемся в холле. Парадный вход со стороны Малой Никитской улицы сейчас закрыт.
Лестница в доме символизирует волну, движение из морской пучины к свету.
Во времена Рябушинских в доме существовали уникальные технические новинки: лифт, по которому подавались блюда из расположенной в подвале кухни в столовую, система кондиционирования воздуха. Были электричество и телефон. Увы, многое было утрачено в 1920-е годы. На лестнице сохранилось вентиляционное отверстие, рядом с которым — «теплая» скамейка.
Огромная библиотека Максима Горького полностью не помещалась в комнатах, поэтому её часть хранилась в массивных шкафах на лестнице.
Помещение украшает огромный витраж с декоративным балконом. Под ним, на лестничной площадке между первым и вторым этажами, расположен небольшой уголок с двумя встроенными диванами и журнальным столиком.
Неприметная дверь на втором этаже ведет к узкой лестнице на третий этаж, где располагалась тайная молельня Рябушинских.
Капитель колонны украшена лилиями и саламандрами, символизирующими извечную борьбу добра и зла.
На втором этаже располагались комнаты, где жили Максим Алексеевич с супругой Надеждой Алексеевной и дочками Дарьей и Марфой. Тяжелобольному Максиму Горькому было трудно подниматься сюда. Сейчас здесь выставлены вещи, портреты, письма, картины писателя.
Во второй комнате находятся предметы мебели из подмосковной дачи Горки, где 18 июня 1936 года Горький скончался от воспаления легких на фоне застарелых тяжелых заболеваний. На стене — любимые картины, принадлежащие перу Михаила Нестерова: «Вечер на Волге» и «Больная девушка». Увы, вторая картина оказалась пророческой.
И вновь вернемся на лестницу, чтобы сполна насладиться её красотой.
В особняке Рябушинского есть третий этаж, который не виден с улицы, где располагалась старообрядческая молельня. Степан Павлович Рябушинский одним из первых начал научную расчистку и реставрацию древних икон, в доме находилась реставрационная мастерская, планировалось открыть музей русской иконы.
В небольшой комнате перед молельней сейчас находится экспозиция, посвященная семье Рябушинских.
Молельня — одно из самых необычных помещений в доме. Она выполнена в древнерусском стиле, стены таинственно светятся, напоминая звездное небо. К сожалению, её обстановка не сохранилась.
Много тайн хранит бывший особняк Рябушинского. Была ли в доме оборудована прослушивающая система, благодаря которой НКВД и лично Сталин были в курсе всех дел Максима Горького? Кем был писатель — поклонником сталинского режима, оправдывающим репрессии, или человеком, который прекрасно всё понимал и в меру своих сил пытался спасти невиновных, за что в конечном итоге и поплатился? Какую роль сыграла Тимоша в жизни писателя и своих любовников — Генриха Ягоды, Михаила Тухачевского, Алексея Толстого и других, почему почти все они были репрессированы? Может быть, права народная молва, приписывая Сталину влюбленность в Надежду Алексеевну?
Почти напротив особняка Рябушинского находится церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот. 18 февраля (2 марта) 1831 года здесь состоялось венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Впрочем, это уже совсем другая история.
Информация для посетителей:
- Адрес: Россия, Москва, Малая Никитская улица, 6/2
- Ближайшие станции метро: Арбатская, Тверская
- Телефоны: +7 495 697-32-41, +7 495 690-51-30, +7 495 690-32-62
- Время работы: среда — воскресенье с 11:00 до 17:30
- Вход и фотосъемка платные.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.