Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

Главная страница » Россия » Нижегородская область » Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

В Дивеево, или, как его часто называют, дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого путешествия в Нижний Новгород, Дивеево, Муром и другие города.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

История Дивеево

Село Дивеево расположено в 180 км от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса, почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила  храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковки для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела надпись, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, колокольня

Колокольня

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, здание

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной, построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — Спасо-Преображенский собор. Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

На территории монастыря

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор, деталь

Спасо-Преображенский собор, деталь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

На территории Дивеевского монастыря

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид на Канавку и монастырское строение

Вид на Канавку и монастырское строение

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор

Троицкий собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, часовня

Часовня недалеко от Канавки

Святая Канавка

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших», которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом. Я прошла по Канавке. Но сказать, что было какое-то возвышенное состояние — нет. Наверное, для этого надо быть по-настоящему верующим. А произносить слова молитвы без веры как-то не хотелось.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, начало Святой Канавки

Начало Святой Канавки

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на Святой Канавке, вид на монастырские строения

Вид на монастырские строения

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид на Троицкий и Спасо-Преображенский соборы со Святой Канавки

Вид на Троицкий и Спасо-Преображенский соборы со Святой Канавки

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, молодые листочки

Молодые листочки

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Святая Канавка и строения монастыря

Святая Канавка и строения монастыря

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, монастырское строение

Здание

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Святая Канавка

Святая Канавка

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь,воронье гнездо

Воронье гнездо

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид со Святой Канавки на строения монастыря

Панорама Дивеевского монастыря

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид со Святой Канавки на соборы

Соборы

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, здание в монастыре

Здание в монастыре

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, строительство нового собора

Строительство нового собора

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор и колокольня

Троицкий собор и колокольня

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский, Троицкий соборы и колокольня

Спасо-Преображенский, Троицкий соборы и колокольня

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор и колокольня

Троицкий собор и колокольня

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, информация о строительстве Благовещенского собора

Информация о строительстве Благовещенского собора

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, источник

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вид на Казанскую церковь

Вид на Казанскую церковь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор

Троицкий собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор, деталь

Троицкий собор, деталь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Трапезный корпус

Трапезный корпус

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, купола Спасо-Преображенского собора

Купола Спасо-Преображенского собора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Казанская церковь

Казанская церковь

Немного о людях

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан 🙁

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Уже за пределами монастыря — вполне светские здания и памятник Ленину.

Дивеево, здание мэрии

Здание мэрии

Впечатления от поездки в Дивеево

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Наверное, надо быть искренне верующим человеком, чтобы не замечать хамства послушников, суметь отрешиться от всего суетного. Так что моя поездка в Дивеево оказалось во многом неудачной.

Из Дивеево мы поехали на источник Серафима Саровского в Цыгановке, а затем — в Муром.

UPD от 22.05.2016

По прошествии времени какие-то неурядицы той поездки забылись, что-то сгладилось. С тех пор я часто задавала себе вопрос: в чем была наша ошибка? Почему дивное Дивеево произвело на меня тогда негативное впечатление?

Возможно, сказалась усталость от долгой и весьма непростой дороги из Нижнего Новгорода. Был душный день, надвигалась гроза и это не могло не отразиться на людях. Но как бы то ни было, Дивеево навсегда для меня связано с тем, что там могут выгнать из храма маленькую, уставшую и страдающую от духоты девочку только за то, что она не в платке.

Временами к этому посту мне писали довольно гневные и язвительные комментарии, некоторые из них я даже была вынуждена удалять по причине их хамства. В целом, суть сводилась к тому, что нечего со своим уставом лезть в монастырь. Да, это так. И я всегда стараюсь соблюдать это прекрасное правило. Но, наверное в Дивеево слишком много людей и слишком много мирского. Приеду ли я еще раз в Дивеево? Навряд ли… Там я не нашла того, что встречала во многих монастырях и храмах России: умиротворения, покоя, благодати. Да простят меня те, кто не согласен с моим мнением. Не надо меня переубеждать.

Экскурсии в Дивеево

Из Москвы организована уникальная однодневная экскурсия в Дивеево. Продолжительность тура в Дивеево из Москвы — 24 часа. Все подробности: «Святое Дивеево — Четвертый Удел Богородицы».

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Обсуждение: 52 комментария

    1. Репортаж прекрасный. Радует, что памятники старины у нас воскрешают. А вот хамство людей божих часто шокирует. С одной стороны, их понять можно — хотели удалиться от мирской суеты, а тут понаехали, да еще и фотиками своими в лицо лезут. Но с другой стороны — где же их божеское смирение? Где уважение к людям, пришедшим поклониться святым местам? Так людей к богу не приобщишь, а оттолкнешь… (но это мое личное мнение). В Европе такого нету…

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Спасибо! Хотя, судя по количеству комментариев, репортаж моих читателей не заинтересовал…

        А насчет людей божьих… Я прихожу к выводу, что тут можно быть либо внутри православия, и тогда все эти моменты не замечаются. Либо, если ты «внешний», то все-равно до конца не поймешь этих людей и их мотивы. Да, меня, мягко говоря, многие вещи в Дивеево расстроили. Но зато, когда я окончательно поняла, что я вне этого, мне стало проще все это воспринимать.

        Ответить
      2. Про Европу точно подмечено. В том же Сантьяго-Де-Компостелла — народу тьма, но тебе всегда уделят внимание, покажут, расскажут или на карйняк вежливо скажут, тчо вот так вот делать не хорошо )

        Ответить
        1. Мария Анашина:

          Вот! И в греческих православных храмах тоже (сужу по Родосу). Может, дело действительно в русском менталитете? Все запретить, гавкнуть, показать что «я начальник, ты дурак» и т.п.

          Ответить
      3. Сергей:

        Согласен, слишком много картинного и ненужного, я не сужу, просто рассуждаю. Раньше люди ехали за чудом и Верой, т.е.к Богу, много лет назад все было проще и родней что ли для русского человека и нерусского, не было туда не ходи, снег башка попадет, как в кино, не было этой злости. Из обители сделали доходное место, обидно, я помню, как привезли мощи б.Серафима, мне лет 14 было. А сейчас люди едут за чудом, а сталкиваются со стеной непонимания, ЖАЛЬ!

        Ответить
    2. Tatiana:

      [Marked as spam by Antispam Bee | Spam reason: Server IP]
      Большое спасибо за интерснейшую и содержательную заочную экскурсию в Нижегородская область → Дивеево(монастырь) и его историю.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Рада, что понравилось 🙂

        Ответить
    3. Я очень много читала об этом святом месте, но никак туда не доеду. Сейчас вот ваш пост прочитала, и поняла, надо прямо бежать туда, тем более, что живу не так далеко, как многие паломники. Фотографии просто первосходные!

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Тогда действительно стоит съездить. Возможно, даже стоит на 2 дня, чтобы побывать на службе.

        Ответить
    4. Очень красиво! Но, знаешь, почему-то в последнее время я много слышу негативных отзывов о Дивеево — и от паломников, и от просто туристов. И что-то даже ехать туда не хочется. А ведь Дивеево издавна было сердцем православной Руси. Видно, что-то не так с этим сердцем-то…

      Заметила, что многие такие места стали коммерциализироваться. Может, надо проще к этому относиться, но деньги и святость, на мой взгляд, плохо уживаются вместе.

      А хамство Божьих людей… ну это вообще ни в какие рамки. Сколько раз я уходила в слезах из таких мест. И теперь часто чувствую себя за малым не преступницей, фотографируя в храмах и возле них. Все эти суровые монахини, злые прихожане — ну, знаю, может быть я не права, но так быть не должно. Если Бог не вселяет в сердце людей любви друг к другу, то как они тогда могут любить Его? Видно, много стало случайных людей при церкви, слишком много…

      Спасо-Преображенский собор чем-то похож на наш новочеркасский собор.

      Фото очень красивые! Место знаменитое, чудное. Но ехать туда мне не захотелось.

      А вот во Владимирской области мне понравилось отношение в монастырях к людям. Там туристов просто как бы и не замечают. Не улыбаются нам, но и не хамят. Занимаются своим делом. Сколько раз монашки смиренно проходили мимо меня, когда я фотографировала. Каждый раз я боялась окрика, но нет… Их мысли были заняты чем-то другим, более важным, чем человек с фотоаппаратом на территории монастыря…

      Ну а, может, там просто более туристические места? А тут — более паломнические? Хотя мне и красота владимиро-суздальских храмов милее. Они, может быть, не такие величественные, но что-то есть в них такое, что западает в самую душу. Трогает её до самой глубины…

      Прости, если я что не так сказала…

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Галин, ты все верно сказала. Только для меня и владимирские храмы оказались недружелюбными — и в этот раз, в Муроме, и в прошлые разы во Владимире. До недавнего времени я переживала, что церковные люди так относятся к другим. А сейчас — стараюсь по возможности не пересекаться с ними.

        Ответить
        1. Владимирские храмы стали куда открытее, чем раньше. У меня туда муж часто ездит, и на протяжении многих лет, ему есть с чем сравнивать.

          Но, знаешь, я думаю, не стоит на всех церковных людей так говорить. Потому что они, как и все люди, очень разные. Есть и такие, что помогут, и подскажут с удовольствием, если что-то спросишь, да ещё и порадуются, что интерес к их храму приезжие проявили.

          Бывало в моей жизни не раз такое, что ради меня храм открывали — чтобы зашла, посмотрела (это когда я предварительно не договаривалась и вообще не говорила, что я журналист, ничего такого). Бывало, что служители храма наедине оставляли в храме, чтобы не мешать… Всякое бывало. И храмы, и люди в них и возле них везде разные.

          Высокомерие сродни гордыни, а это грех. И они это знают. Настоящие верующие всегда очень просты в общении. Просто тут ведь ещё и мода, и гордость (мне непонятная и дикая) — что «мы лучше мирских, невоцерковлённых» и т.п. Я каждый раз, когда сталкиваюсь с церковным высокомерием, меня это сильно удручает. Но это во многом зависит и от самого человека, и от настоятелей храма — они во многом могут задать тон своей пастве. РПЦ ведь не секта, она открыта должна быть для всех и всегда.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            У нас тоже есть храм, куда приятно приходить, где необыкновенная атмосфера (Никольский в Николо-Прозорово, Вика, возможно, тебе рассказывала о нем — я ее туда возила). А вот иногда ожидаешь тепла, спокойствия, а вместо этого получаешь хамство и напряжение…
            Конечно, всех нельзя стричь под одну гребенку. Но уж очень часто именно среди тех, кто называет себя православным христианином, я встречала хамство. Причем тут дело не в том, что «Не судите, да не судимы будете». Это стало удобной отмазкой. А люди-то не изменились. Мне кажется, если человек считает себя христианином, он добровольно принимает на себя ряд обязательств. А пока как-то чаще получается, что эти люди только отталкивают от себя…

            Ответить
            1. Увы, есть такое. Я уже много таких людей встречала, которые из-за хамства в церкви опасаются лишний раз туда заходить. Но это же ужасно! Да мало ли вообще с чем и зачем человек в церковь приходит. Главное, что приходит вообще.

              Ответить
              1. Мария Анашина:

                Я вот поняла, что если что, то только в Николо-Прозорово.

                Ответить
                1. У нас тоже есть такие храмы, где мне очень комфортно находиться. Душевно и тепло…

                  Ответить
    5. Фотографии очень красивые. Архитектура, природа в Дивеево и правда красивые.
      О самом посещении Дивеево ты, Маша, достаточно сдержанно написала. На самом деле, если правильно помню, эмоции были более яркие. 🙂
      Я, когда буду писать, напишу и про тараканов в еде, и про бойкого мужичка в храме, который выгнал оттуда 2-х летнего ребенка.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Ну, это я оставила тебе 🙂 На свою голову я получила гимор с парковкой и получением разрешения на фотосъемку.
        Грустно все это, что еще сказать.

        Ответить
        1. Понятно. 🙂 Распределила все «удовольствия» поровну. 🙂

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Нет, что-то писать не стала. Хотя в комментарии, пожалуй, скажу. Ужасные туалеты. Вонючие. Закрыты храмы на уборку — нашли время. Люди же приезжают издалека, об уборке они не осведомлены. Хамство послушников — при мне какой-то мужичонка из обслуживающего персонала обругал двух тетушек, у которых были непокрыты плечи — просто платья без рукавов. Ну а еда и те, кто ее готовят — грубые, масло просто лилось — не суп, а масло с грибами и капустой.

            Ответить
            1. А я вообще ничего съесть не смогла. Таракан сделал свое дело. Да и без него… Есть невозможно, не от души приготовлено. Скоту наверное лучше готовят.

              Ответить
              1. Мария Анашина:

                Я съела свой суп до твоего таракана. Была слишком голодная. Но ты помнишь — к тому времени я уже была мрачная. А, забыла написать!!! Но это до Дивеево — меня на заправке Лукойла около Дивеево окатило дизелем с ног до головы — не работал у них отщелкиватель. И машина вся была в дизеле. Хорошо еще, что не бензин — дизель в отличие от бензина не горючий.

                Ответить
                1. Да уж помню… Одно лучше другого… 🙁

                  Ответить
                  1. Девочки, ну у вас и приключения там были. 🙂 Об этом же можно и с юмором написать!

                    Тараканы?! Интересно, где они их взяли? Я их уже лет 20 не видела вообще! Наверное, только в общагах студенческих они и выжили. ))

                    Ответить
                    1. Мария Анашина:

                      Ох, Галя, там не до юмора было в какие-то моменты, учитывая, что от меня дизелем несло как от профессионального автомастера 🙂 Ну а про Галю Лукас вообще говорить не приходится. Выгнать Софи из храма только за то, что она была без платка (было очень жарко)… У меня, скорее всего, было крушение надежд. Мне многие рассказывали про Дивеево, с восторгом, с воодушевлением рассказывали. Я читала и про Серафима Саровского, и, конечно, мечтала пройти по Канавке. В воображении рисовался если не рай, то, по крайней мере, какое-то очень возвышенное место. А реальность оказалась, увы, иной. Я понимаю, что никто не виноват в крушении моих надежд. Меньше мечтать надо было 🙂

                      Ответить
                      1. Очень жаль, что твои представления рухнули. Насчёт «никто не виноват» — я не уверена. Всё же надо в таких местах создавать комфортную для паломников атмосферу.

                        Я тоже много слышала хорошего о Дивеево. И прямо потрясена вашими с Галей рассказами. Оснований сомневаться в истинности ваших впечатлений нет абсолютно, а потому очень горько мне за то, что делается с нашими святыми местами. У меня о святости совсем иное представление.

                        Может, и лучше тогда уже было, когда музеи были в храмах. По крайней мере, музейные работники с любовью и трепетом относятся к приходящим к ним (тоже не всегда, но в большинстве своём).

                        А выгнать маленького ребёнка из храма… Ну тут просто слов нет! И только…

                      2. Мария Анашина:

                        Галь, я не знаю… Когда-то давно, еще в конце 90-х, я ездила в паломническую поездку в Александров и Лукианову пустынь. В Александрове уже тогда монастырь был отреставрирован. Поскольку это была именно паломническая поездка, то предполагалось посещение службы и трапеза. И вот там в целом была какая-то недружественная атмосфера. Только одна девушка-послушница была действительно душевной, открытой. А все остальные — словно обязали их выполнить программу, они и выполнили. А потом мы поехали в Лукианову пустынь. На тот момент она только восстанавливалась, большинство построек лежали в руинах. Монахи сами все восстанавливали, чинили. В храме были бумажные иконы. Но несмотря на бедность, разруху, это было по-настоящему святое место, с удивительными людьми.

    6. Ольга Травинка:

      Очень светлый и приятный город. Архитектура великолепна.
      А фотографии вообще супер! Одна лучше другой! Молодец фотограф! 🙂
      Спасибо за фотоэкскурсию. 🙂

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Ольга, спасибо! Хотя, на мой взгляд, фото получились пресными — не было тех эмоций, чтобы фотографии получились сочными.

        Ответить
    7. Mik:

      Мария, я когда прочитал пост ничего не хотел писать. Слишком двоякое чувство он вызвал. О Дивеево наслышан давно и фотографии видел — место прекрасное, великолепная архитектура. У тебя снимки очень удались — время удачное, когда зелень уже есть, но она еще не прячет всего великолепия архитектуры под своим покровом. Особенно заварожили золотые купола светящиеся сквозб нежную зелень берез на фотографии Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, с видом на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки.

      Но вот то, что даже, чтобы фотографировать снаружи — надо заплатить, хотя и небольшую сумму, не вмещается у меня в голове, а потом комментарий Галины Лукас только подтвердил мои догадки о сдержанности в написании поста. На мой взгляд пожертвования очень важны и каждый, кто туда попадет оставил бы какую-то сумму, чтобы содержать это святые места, возможно гораздо большую, чем обязательные сборы. Как написал IZVOZSHIK — в Европе такого нет, сколько угодно фотографий храмы, показывай фотографии, что только вызывает позитивное желание увидеть все самому воочию, хотя слышал, что в Ватикане, чтобы попасть в храм нужно заплатить, но сам там не был, слышал только возмущение одной католички, которая там была, но это следует проверить на себе.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Знаешь, а я не смогла толком отредактировать снимки. Только конвертировала из РАВа. Можно было бы еще немного в Фотошопе поиграть, усилить грозовое небо. Но не было эмоций. Для меня работа в Фотошопе — это передача моих эмоций. А тут их толком и не было. Может потом, когда весь негатив уйдет, попробую поиграть.

        В Ватикане я была. Не помню, платила ли что-то на входе или нет. Но там ведь еще и музей. Кстати, из всех храмов, в которых я когда-либо была, самое сильное ощущение было именно в соборе Святого Петра — до слез, до дрожи, несмотря на огромное число людей.

        Ответить
    8. Маш, а ты забудь про весь негатив. Отпусти — да и всё. Так лучше.

      Зато ты повидала красивое место. Вот просто как к достопримечательности к нему и относись. А там, глядишь, придут другие люди на место тех — и всё там будет хорошо и чисто…

      Ответить
    9. GranLikha:

      У меня от Дивеева осталось совсем другое впечатление (мы были на экскурсии).
      Организованные группы кормят в той же трапезной. И у нас тоже были грибы. Ещё картофельное пюре, булочка — всё постное. Давали именно определённые блюда — самим выбрать можно было только между картошкой и гречкой. Но тем не менее, всё вкусно и никаких тараканов.
      Не столкнулись и с хамством. Насколько мне помнится, платной фотосъёмки не было — свободно фотографировали на территории, храмы снаружи.
      Единственное замечание, которое сделали — попросили надеть юбку в храме. Но, во-первых, вежливо, а во-вторых, тут я была сама виновата, поскольку на мне были тёплые спортивные штаны — не подходящая одежда, конечно, для того, чтобы идти в церковь. А юбки лежали на входе, сразу не заметила.
      Это было прошлой зимой.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Мне кажется, когда едут группы, то многие формальности улаживает экскурсовод, все маршруты известны. Мы же приехали самостоятельно. И в результате наткнулись на вот такие сложности. Понятно, что в том же монастыре глупо требовать какие-то кулинарные изыски. Но хоть еду нормально приготовить можно было… Ведь не у всех здоровые желудки.
        Ну и, конечно, самое неприятное — это когда выгнали из храма 2-летнюю девочку. В тот день было очень жарко и Софи стянула с себя платок — волосы под ним были абсолютно мокрыми от пота. Надеть его на нее не получалось — она снимала его вновь и вновь. И вот только потому, что у маленькой девочки (на которую многие нормы вообще не распространяются) не было платка, не допустить к мощам Серафима Саровского… После этого можно что угодно говорить про святость Дивеево, но если люди, живущие там, позволяют себе такое по отношению к ребенку…

        Ответить
        1. GranLikha:

          Да уж… Выгонять детей, тем более таких маленьких… Так, конечно, делать нельзя. Согласна.

          Ответить
    10. Красивые места, но для меня совсем не знакомые. Очень хотелось бы побывать в таких намоленных церквах.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Мне кажется, от намоленности там мало что осталось. Но побывать все равно стоит — это наша история.

        Ответить
    11. Татьяна:

      Правильно говорится всё таки не храмы из кирпича нужно стоить, а у себя в душе строить храм надобно. Я такого мнения или придерживаюсь, но это историческое место, где жила святая женщина, и люди приезжают поклониться наверное скорей всего к ней.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Храмы там красивые. А вот люди — разные.

        Ответить
    12. Алекса:

      Мария, вот это у Вас машина. Большая какая 🙂 Я на этом месте отвлеклась от темы Дивеево, а когда прочитала про парковку и вовсе представила, как у Вас прямо там и было немного подпорчено настроение. Мне бы тоже в голову не пришло интересоваться наличием мест, когда четко написано, что их нет.

      Я с удовольствием познакомилась с Дивеево и столь красивой архитектурой через призму Вашего восприятия, жаль, что не все прошло гладко.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Перед нашей поездкой я много прочитала отзывов о Дивеево. И везде были такие восторженные, столько чудес описывалось. Да ладно с ними, чудесами. Но когда мы встретили вот такой прием, да еще в таком месте, это было очень грустно. Я понимаю, в Дивеево едет огромное количество людей, совершенно разных. Но хоть какое-то доброе отношение к людям должно же быть! Ко всем, а не только организованным паломническим группам.

        Ответить
        1. Алекса:

          Мария, вот Вы и назвали одну из основных причин — завышенные ожидания 🙂 Когда мы что-то идеализируем и рисуем себе красивую картинку, а она потом не соответствует нашему идеалу, это кажется обманом. Я очень долго училась не переносить частный случай на общее восприятие картины. Выходит не всегда. Все мы люди )))

          Но отношение церковных людей к остальным точно оставляет желать лучшего, меня это особенно печалило, когда шла в церковь за поддержкой и утешением, а получала: «Не там стоишь, не тот крест, не так свечку ставишь …» И … никто не сдерживал себя в выражениях и не следил за тоном подачи информации 🙁

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Трудно назвать завышенными ожиданиями просто нормальное человеческое отношение. Чуда какого-то я не ожидала — просто хотелось спокойно посмотреть на действительно значимое место, поклониться мощам святого человека.
            Но уж слишком часто именно в церквях, монастырях встречаешь вот такое хамское отношение. Далеко не во всех. Но, как говорится, обжегшись на молоке…
            Самое интересное, что многие церковники оправдывают поведение «церковных бабушек» или, по крайней мере, не считают должным его пресекать. И вот это страшно.

            Ответить
    13. Алекса:

      О, да! Это насчет последнего утверждения — подобное долго не укладывалось в моей голове, но все обстоит именно так.

      Ответить
    14. Красивое место, да и энергетика там наверно очень положительная, а аллейка березок вообще так и требует кисти художника

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        У меня Дивеево оставило двойственное впечатление. С одной стороны, действительно сильное место. Но очень неприятное впечатление произвели некоторые из тех, кто там в монашестве и послушании.

        Ответить
        1. так оно везде… у стены Плача сталкивался с подобным…

          Ответить
    15. Татьяна Сафонова:

      С интересом прочитала ваши впечатления. Фото, действительно, замечательные! Собираюсь выезжать в Дивеево через пару часов. Сильно верующей не являюсь, видимо, как и вы. Но место это, безусловно, посетить хочу. Посмотрим, какие у меня будут впечатления)

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Татьяна, удачи в поездке. Сейчас, по прошествии времени, смотрю на все те переживания намного спокойнее. Возможно, сказалась долгая дорога из Нижнего.

        Ответить
    16. Юля:

      Хочу добавить и свои несколько слов об этом месте. Я была там в августе 2014г. с паломниками. На самом деле мне очень понравилось, атмосфера там какая-то другая, не такая как дома например. Конечно из-за жары чувтвовалась усталость, но после купания в источниках ее как рукой снимало. К сожалению нормально я тогда не могла искупаться, меня обливали из ведра, но это не повлияло на ощущения. Кушали мы в монастырских трапездных заранее заказанных. Ну что сказать, не привыкли мы к такой пище. Первое я например вообще не могла есть, такое же ощущение как кто-то выше писал, что масло с грибами и немножко картошки или вермишели. Но все равно после этого хотелось еще раз туда поехать, даже из-за того что в первый раз как то все делается машинально: по канавке пройти, к мощам приложиться. И вот я 29 мая из саратова отправляюсь опять в Дивеево с паломниками. Твердое желание искупаться во всех источниках, уже осознанно пройти по канавке и все остальное.

      Ответить
    17. Оксана:

      Сегодня случайно нашла Ваш блог. С огромным удовольствием читаю. Понимаю, что мои комментарии по поводу поездки может и не актуальны, но может кому и пригодятся. Мы с мужем в Дивеево были 4 раза, хоть нам и не близко ехать (мы из Ростова-на-Дону). В первый раз ехали именно как в 4-й удел Пресвятой Богородицы, даже не зная тогда о преподобном Серафиме Саровском. Мы тогда делали первые шажки в вере и поездка была как благодарность за выздоровление от очень серьёзной болезни. Это был первый монастырь, в котором мы побывали в своей жизни. А потом уже через 3 года поехали абсолютно сознательно. Все поездки были у нас в июле-августе. И мы обратили внимание, что лучше всего приезжать в Дивеево не в выходные и праздничные дни. Уж очень много суеты и шума уже в субботу утром (мы во второй раз уезжали из Дивеева в субботу утром — еле проехали через центр). А в будние дни и в монастыре очень спокойно и тихо, и очень благодатно. И после обеда даже очереди практически нет к мощам Серафима Саровского.

      Ответить
    18. Михаил:

      Здравствуйте.
      Спасибо, Мария, за правду восприятия и снимки.
      Часто люди видят не то,что им хочется.
      Я, был на экскурсии в обитель из Москвы. И по дороге в обитель, наблюдал всё правду жизни.
      Может, отношение обывателей обители, и отражает наше состояние бытия!
      Чаво, можно ожидать в системе лжи и обмана.
      Моя часть сердца осталась в Александро-Саровской пустани.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru