В наши дни Кимры производят на путешественника весьма гнетущее впечатление. На красивейшие некогда здания, которые разваливаются на глазах, не взглянешь без слез. На вопрос, почему это происходит, местные власти лишь разводят руками: нет денег. Да, когда местным бюджетам не хватает финансов на выплату зарплат бюджетникам, необходимый ремонт городской инфраструктуры и поддержание социальной сферы, тут уже не до реставрации старинных зданий, хватило бы на людей.
Кимры, которые стоят на высоком волжском берегу у места впадения речки Кимрки в Волгу, в старину называли Кимра. Река Кимрка делила поселение на две части: центральную Троицкую и заречную Вознесенскую. До революции это было одно из богатейших сел России, своим обликом больше напоминающее город, крупный центр кожевенно-обувной промышленности.
Первые люди появились в этих местах около 12 тысяч лет назад. В X-XI веках сюда пришли кривичи, которые, возможно, ассимилировали живущих здесь мерян. В 1485 году эти земли в составе Великого княжества Тверского были присоединены к Московскому княжеству.
Впервые село Кимра упоминается в грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1546 года. В то время оно состояло в ведении приказа Большого дворца, т.е. было дворцовым и жаловалось особо отличившимся государственным служащим. Владельцами села в XVI-XVIII веках были старицкий князь Владимир Андреевич, князь Фёдор Иванович Мстиславский, князь Алексей Михайлович Львов, боярин Александр Петрович Салтыков, графиня Екатерина Ивановна Головкина (урожденная княжна Ромодановская), графиня Анна Карловна Воронцова (урождённая графиня Скавронская).
Благодаря своему выгодному положению на Волге, Кимры быстро росли. Еще во времена Ивана Грозного на торг в Кимрах прибывали «не только из Переславля, но даже смоляне», крестьяне Песношского, Соловецкого, Белозерского монастырей. К 1635 году в Кимре насчитывалось 104 двора.
Кимры и окрестности издавна славились своим кожевенным промыслом. В начале XVIII века Василий Федорович Салтыков, владевший в то время селом, добился размещения части армейских заказов в Кимрах: кимрские крестьяне поставляли для нужд армии обувь, кожаные мундиры и седла. Кимряки усовершенствовали сапог: поставили его на твердую подошву и укрепили задник. Благодаря этому заказу, сапожный промысел в Кимрах начал стремительно развиваться. По словам шведского путешественника Строленберга, посетившего эти места в 1710 году, «В Кимрах находятся лучшие портные, сапожники, известные по всей России».
Во второй половине XVIII века Кимры стали одним из крупнейших центров российского обувного промысла. Недаром говорили, что «русская армия маршировала по мостовым Парижа в сапогах кимрского производства». В знак признательности за поставку обуви в армию в 1812 году, император Александр I пожаловал селу батарею пушек, из которых впоследствии стреляли в праздничные дни.
Большую роль в развитии села сыграл супруг А.К.Воронцовой граф Михаил Илларионович Воронцов. Благодаря ему в Кимрах начала активно развиваться торговля, на Соборной площади были построены каменные торговые ряды. В начале XIX века кимряки также стали заниматься торговлей хлеба по Волге и, разбогатев на этом, стали вкладывать деньги в сапожное ремесло, тем самым способствуя его дальнейшему развитию.
В 1847 году графиня последняя владелица села Юлия Павловна Самойлова, которая в основном жила за рубежом, продала Кимрскую вотчину в казну. Кимрские крестьяне вместе с прилегающими деревнями воспользовались ситуацией и выкупили себя с землёй и строениями за 495 тысяч рублей (немалую по тем временам сумму) с рассрочкой на 37 лет и 6 % годовых.
Кимрские сапожники и башмачники делились на два разряда. К первому разряду принадлежали владельцы крупных мастерских. Второй разряд составляли жители села, шившие обувь на дому и сбывающие её на субботних базарах. Вокруг Кимр образовалось настоящее «сапожное царство» площадью 1500 квадратных километров. В XVIII веке обувной промысел активно развивается в расположенном недалеко от Кимр Талдоме.
Большой популярностью пользовалась обувь производства Столяровых. Изготовленные ими сапоги получили высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году. Выданный диплом давал им право на внутренней стороне голенища ставить личное клеймо. В 1907 году “Товарищество Н.А.Столярова с сыновьями” основало обувную фабрику «Якорь». В 1916 году здесь было выпущено 200 тысяч пар обуви.
Перед Первой мировой войной в Кимрском уезде и прилегавших волостях Кашинского и Калязинского уездов насчитывалось более 16 тысяч сапожников. Объемы выпускаемой продукции поражали: около 2,5 миллионов пар обуви в год! Говорили: «Кимряк из глины сапоги слепит». Уникальную коллекцию кимрской обуви XVIII-XIX веков можно увидеть в местном краеведческом музее.
Кимрские ярмарки были одними из самых крупных в Тверской губернии. Каждую неделю на них съезжалось до 20 тысяч человек. Конечно, самым ходовым товаром была обувь. Обычно её продавали оптом скупщикам — “налимам”, как их называли, которые затем перепродавали её значительно дороже по всей России.
Своим городским обликом Кимры обязаны большому пожару 1859 года, в котором погибла почти вся деревянная застройка. Император Александр II распорядился выделить на восстановление села 18 тысяч рублей без возврата и заем в 14 тысяч. Страховые премии составили 27 тысяч рублей. Кимры получили регулярный план застройки, хотя это была привилегия городов. Однако менять свой статус на городской кимряки не спешили, дабы не платить более высокие по сравнению с сельскими налоги.
Там, где сейчас находится красно-белое здание Кимрского театра дамы и комедии, прежде стоял холодный пятиглавый Покровский собор. Он был возведен в 1816-1825 годах на месте сгоревшей при пожаре в 1807 году одноименной церкви в стиле барокко, построенной итальянскими зодчими. Ближе к реке Кимрке стоял зимний одноглавый Троицкий собор с колокольней, 1829-1833 годов постройки. По словам авторов издания «Европейская Россия» 1913 года, Большая Соборная площадь в Кимрах могла быть украшением любого губернского города, и даже столицы.
Покровский собор закрыли в 1930 году, в 1936-м взорвали. На его месте возвели Клуб промкооперации, в 1980-е годы — существующее ныне здание Театра драмы и комедии. Троицкий собор после закрытия использовали в качестве зернохранилища, в 1936 году его планировали перестроить под музей, но в 1937-м разобрали на кирпичи. Сейчас на его месте расположены частные жилые дома.
На Вознесенской стороне находится храм Вознесения Господня. Он был построен был в 1813 году на средства прихожан и братьев Башиловых, на месте стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Был закрыт в 1941 году, после чего в нем разместился маслобойный завод, затем — склады Кимрского торгового общества. В 1990 году он был передан верующим, началась реставрация.
Три собора создавали прекрасную перспективу, отмечая устье Кимрки.
В 1902 году в Кимрах началось строительство Спасо-Преображенского собора, которое закончилось в 1911 году. Он был закрыт в 1929 году, служивших в нем священников расстреляли. В здании бывшего храма разместился клуб кустарей, затем зернохранилище. Однако в 1947 году по просьбе верующих богослужения в нем возобновились.
Всего же до революции в Кимрах было шесть православных храмов, а также подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря. До наших дней сохранились только два из них: Спасо-Преображенский собор и храм Вознесения Господня. Здание подворья ныне перестроено, в нем размещаются разные учреждения и магазины.
12 октября 1912 года на Соборной площади (ныне Театральная площадь), приблизительно там, где сейчас разбита клумба, был установлен памятник императору Александру II: Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II посетил Кимру в 1837 году.
В 1914 году на Соборной площади на месте обветшавшего «воронцовского» гостиного двора был возведен Новый Гостиный двор в неорусском стиле, напоминающий московские Верхние торговые ряды (ГУМ) в миниатюре. Чуть ранее, в 1909 году на месте старых лавок были построены кирпичные торговые ряды.
Увы, в наши дни от Гостиного двора и Торговых рядов остались руины.
В 1890 году численность населения Кимр превышала 6 тысяч человек, в 1916 году — 20 тысяч. Разбогатевшие кимряки приглашали знаменитых архитекторов и строили дома «как в столицах». В отличие от весьма бедных крестьян Тверской губернии, они были людьми обеспеченными, щеголями и вообще жили на широкую ногу. Возможно, отсюда идет знаменитая поговорка: «Пьян как сапожник».
В марте 1871 года в Кимрах был учрежден «Кимрский сельский общественный и братьев Мошкиных банк», ставшим первым в Российской империи сельским банком. К 1916 году в Кимрах работали два банка, казначейство, кредитное товарищество; насчитывалось 4 училища, 2 министерские школы, 5 земских школ; имелись богадельни, пожарное депо, электростанция, водопроводная система, библиотека-читальня, ночлежные дома, почтамт.
В 1900-1902 годах была построена Савеловская железная дорога, соединившая Москву с расположенным на противоположном берегу Волги селом Савёлово (ныне входит в состав города Кимры). В 1915 году в Савёлове открыли железнодорожные мастерские по ремонту подвижного состава узкоколейных железных дорог.
В годы Первой Мировой войны крупные производители организовали в Кимрах Военно-промышленный комитет, поставлявший обувь на фронт. В городе также был организован Комитет по устройству госпиталей имени торговцев и промышленников села Кимры, который возглавил Василий Николаевич Серепьев, предоставивший свой дом для госпиталя Всероссийского земского союза.
3 (16) июня 1917 года село Кимры указом Временного правительства получило статус города.
В годы Гражданской войны фабрика “Якорь” продолжила выпускать обувь, в основном армейского образца. За это время было изготовлено 300 тысяч пар обуви. В 1923 году за заслуги перед Красной Армией она была переименована в “Красную звезду”. В годы Великой Отечественной войны на «Красной звезде» было выпущено 3 миллиона пар обуви, включая 1 миллион солдатской. Знаменитые кирзовые сапоги изготовлялись, в том числе, и в Кимрах.
В Кимрах родился советский писатель А.А.Фадеев, село Пустомазово близ Кимр — родина авиаконструктора А.Н.Туполева. Прославились Кимры и своими самобытными художниками. Скульптор-самоучка И.М.Абаляев (1901-1941) создавал наивные скульптуры малых форм, многие из которых изображают кимрских кустарей. Работы представительницы наивного искусства бабы Любы — Любови Михайловны Майковой (1899-1998) завораживают своими образами и красками. Их работы можно увидеть в Кимрском краеведческом музее.
В настоящее время Кимры — районный центр в Тверской области с населением менее 45 тысяч жителей. Остатки былой роскоши некогда богатейшего села можно увидеть и в наши дни.
Конечно, в Кимры стоит ехать: архитектура Кимр — это прекрасный образец провинциального модерна. Нужно торопиться посмотреть то, что пока еще не разрушено временем и людьми.
Но только очень грустно оттого, что некогда богатейшее село превратилось в город, название которого ассоциируется больше с разрухой, наркотиками и криминальной хроникой. Но это беда всей нашей страны…
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.