4 февраля (или 5, в зависимости от года) по китайскому сельскохозяйственному календарю отмечается праздник Личунь 立春 lìchūn — Начало Весны, а также начало одноименного сезона. На значительной части территории Китая весна вступает в свои права, однако в северной части страны по-прежнему господствует зима с её суровыми морозами.

Личунь - Начало весны

Как и другие сезоны сельскохозяйственного календаря, Личунь делится на три пятидневки, которые называются хоу 候 hòu:

  • Первая пятидневка: Восточный ветер разрушает лед 东风解冻 dōng fēng jiě dòng.
  • Вторая пятидневка: Насекомые начинают пробуждаться после зимней спячки 蛰虫始振 zhé chóng shǐ zhèn.
  • Третья пятидневка: Рыбы поднимаются к поверхности льда 鱼陟负冰 yú zhì fù bīng.

Китайский новый год — Праздник Весны 春节 chūnjié, обычно приходится на дни вокруг Личунь. Собственно, само его название — Праздник Весны, связано с Началом Весны. Праздник Весны широко отмечается по всему Китаю. Праздничные мероприятия продолжаются две недели, до Праздника фонарей, который приходится на 15-е число первого лунного месяца.

C Личунь связаны и собственные обычаи, широко распространенные в старом Китае. Так, еще в древности зародился обычай «Стегать весеннего быка» 鞭春牛 biānchūnniú. Из соломы или глины изготовляли чучело быка, которого ярко раскрашивали и украшали. Он символизировал собой божество Гоуман 句芒神 gōumángshén — духа дерева, весны, востока. Этот обряд означал приближение сезона пахоты, начало напряженных сельскохозяйственных трудов. Недаром говорят: «Весна — решающее время года, утро — решающее время суток» 一年之计在于春,一日之计在于晨 yīniánzhījì zàiyúchūn, yīrìzhījì zàiyú chén.

Другой обычай называется 咬春 yǎochūn, букв. «кусать весну». В этот день в разных провинциях Китая было принято есть весенние лепешки 春饼 chūnbǐng, весенние рулетики из тонкого теста 春卷 chūnjuǎn, грызть редьку и подобные корнеплоды.

С эпохи Тан (618-907) широкое распространение получил обычай делать «флаги Начала Весны» 立春幡 lìchūnfān. Из яркого шелка вырезали флажки в форме цветов, бабочек, ласточек и т.п., которые развешивали на деревьях, кустах или втыкали в волосы. Их называли «весенними флажками» 春幡 chūnfān, либо «победой весны» 春胜 chūnshèng.

Ряд китайских астрологических школ именно с праздника Личунь, а вовсе не с китайского нового года по лунному календарю — Праздника Весны, отсчитывает начало нового цикла по календарю Ганьчжи 干支历 gānzhī lì («Десять небесных стволов» 天干 и «Двенадцать земных ветвей» 地支) и, соответственно, наступление нового животного 12-летнего китайского зодиакального цикла. Однако ряд авторитетных ученых приводят аргументы в пользу того, что циклический календарь Ганьчжи в древности был привязан к лунному, а не солнечному календарю.

Календарь во все времена был делом государственной важности и неоднократно менялся с приходом новой династии. В 2017 году Главное государственное управление по контролю качества, инспекции и карантину КНР и Государственный комитет по стандартизации Китая выпустили «Расчет и введение в действие лунного календаря» 农历的编算和颁行, призванный разрешить все противоречия. Согласно ему, а также на основе исследований Китайской Академии Наук, принятый официальный правовой стандарт — считать год с первого дня первого лунного месяца 正月初一 zhēngyuè chūyī, т.е. с Праздника Весны.

Однако китайские астрологи продолжают отсчитывать новый год зодиакального цикла с дня Личунь и в соответствии с этим составлять свои расчеты. Поэтому для тех, кто родился в промежуток времени между Чуньцзе и Личунь, вопрос о принадлежности к тому или иному зодиакальному животному является весьма актуальным.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.