Китайский лунный календарь широко известен за пределами Китая довольно широко. Однако в Китае не менее значим солнечный календарь, состоящий из двадцати четырех сезонов 二十四节气 èrshísì jiéqì. Он является творением древнекитайской земледельческой цивилизации, системой знаний, сформированной древними китайцами в соответствии с сезонами земледелия, наблюдением за движением небесных тел, пониманием законов сезонного изменения климата и фенологии.
По преданию, китайские солнечный и лунный календари были созданы по приказу легендарного правителя Хуан-ди 黃帝 (2711-2597 до н.э.). Согласно историческим источникам, в эпоху Шан (1600-1046 до н.э.) год делился на два сезона — «весну» 春 chūn (первая половина года) и «осень» 秋 qiū (вторая половина года). Отсюда происходит слово чуньцю 春秋 chūnqiū — «летопись», позднее давшее название периоду Чуньцю (722-481 до н.э.) — по летописи царства Лу, составление которой приписывают Конфуцию. Позднее год стали делить на четыре сезона — весну 春 chūn, лето 夏 xià, осень 秋 qiū и зиму 冬 dōng.
Представления о 24 сезонах начинают складываться у жителей бассейна реки Хуанхэ в эпоху Чуньцю. В период правления ханьского императора У-ди 汉武帝 (156-87 до н.э., правил с 141 г. до н.э.) 24 сезона были включены в «Календарь Тайчу» 太初历 tàichūlì (104 год до н.э.) в качестве дополнения к календарю для руководства сельским хозяйством.
Согласно древнекитайскому трактату «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), Двадцать четыре сезона были выделены в соответствии с направлением рукоятки ковша созвездия Большой Медведицы 北斗 běidǒu (досл. «Северный ковш»). Наблюдения проводили в вечернее время. Весной она указывала на восток, летом — на юг, осенью — на запад, зимой — на север. Это называлось 斗建 dǒujiàn — «Построение Ковша», т.е. направление рукоятки Ковша в определенную сторону.
Новый порядок измерения был установлен в 1645 году. Согласно ему, сезоны определяются в соответствии с положением Солнца на эклиптике (黄道 huángdào, досл. «желтый путь»). Год делится на 24 равные части, каждая из которых составляет 15°эклиптики. Первым сезоном является Личунь 立春 lìchūn — Начало весны. Первый день соответствует названию всего сезона. В зависимости от года, Личунь приходится на 4 или 5 февраля по григорианскому календарю (315° эклиптической долготы). Название китайского нового года по лунному календарю — Праздника Весны 春节 chūnjié, связано с ним, поскольку отстоит недалеко от него. Многие китайские астрологи именно с Личунь отсчитывают наступление того или иного животного китайского зодиака, а вовсе не с Праздника Весны.
Взглянув на схему, среди 24 сезонов мы обнаружим восемь базисных точек. Четыре из них — это основные точки положения Солнца на эклиптике. В старом Китае их определяли с помощью гномона, измеряя длину тени Солнца в полдень:
- 春分 chūnfēn — Весеннее равноденствие (0° эклиптической долготы),
- 夏至 xiàzhì — Летнее солнцестояние (90° эклиптической долготы),
- 秋分 qiūfēn — Осеннее равноденствие (180° эклиптической долготы),
- 冬至 dōngzhì — Зимнее солнцестояние (270° эклиптической долготы).
С этими днями были связаны церемонии жертвоприношений, которые осуществлял император, призванные продемонстрировать гармонию Неба, Земли и Человека, а также обеспечить процветание Поднебесной. Так, во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) в день Зимнего солнцестояния совершались жертвоприношения в Храме Неба, в день Летнего солнцестояния — в Храме Земли, в день Весеннего равноденствия — на алтаре Солнца, в день Осеннего равноденствия — на алтаре Луны в Пекине.
Между этими днями посередине находятся еще четыре точки:
- 立春 lìchūn — Начало весны (315° эклиптической долготы),
- 立夏 lìxià — Начало лета (45° эклиптической долготы),
- 立秋 lìqiū — Начало осени (135° эклиптической долготы),
- 立冬 lìdōng — Начало зимы (225° эклиптической долготы).
И, наконец, между этими восемью точками расположены еще по два сезона, т.е. всего 24 сезона. Каждый сезон продолжается около 15 дней, которые разделены на 3 пятидневки, которые называются хоу 候 hòu; всего в году насчитываются 72 хоу 七十二候. Каждая из пятидневок характеризуется определенным состоянием природы, погодными явлениями, поведением животных и т.п. Основоположником системы 72 хоу является, вероятно, ицзинист эпохи Западная Хань Мэн Си 孟喜 (I в. до н.э.).
Название сезона | Начало сезона | Пятидневки-хоу |
Начало весны
立春 lìchūn |
4—5 февраля |
|
Дождевая вода
雨水 yǔshuǐ |
19—20 февраля |
|
Пробуждение насекомых
惊蛰 jīngzhé |
5—6 марта |
|
Весеннее равноденствие
春分 chūnfēn |
20—21 марта |
|
Ясные дни
清明 qīngmíng |
4—5 апреля |
|
Хлебные дожди
谷雨 gǔyǔ |
20—21 апреля |
|
Начало лета
立夏 lìxià |
5—6 мая |
|
Малое изобилие
小满 xiǎomǎn |
21—22 мая |
|
Колошение хлебов
芒种 mángzhòng |
5—6 июня |
|
Летнее солнцестояние
夏至 xiàzhì |
21—22 июня |
|
Малая жара
小暑 xiǎoshǔ |
7—8 июля |
|
Большая жара
大暑 dàshǔ |
23—24 июля |
|
Начало осени
立秋 lìqiū |
7—8 августа |
|
Прекращение жары
处暑 chǔshǔ |
22—24 августа |
|
Белые росы
白露 báilù |
7—8 сентября |
|
Осеннее равноденствие
秋分 qiūfēn |
23—24 сентября |
|
Холодные росы
寒露 hánlù |
8—9 октября |
|
Выпадение инея
霜降 shuāngjiàng |
23—24 октября |
|
Начало зимы
立冬 lìdōng |
7—8 ноября |
|
Малые снега
小雪 xiǎoxuě |
22—23 ноября |
|
Большие снега
大雪 dàxuě |
7—8 декабря |
|
Зимнее солнцестояние
冬至 dōngzhì |
21—22 декабря |
|
Малые холода
小寒 xiǎohán |
5—6 января |
|
Большие холода
大寒 dàhán |
20—21 января |
|
Благодаря такому подробному календарю, а также стабильности муссонного климата в восточной части Китая, жизнь и труд крестьянина были четко регламентированы в течение всего года. Сроки и характер сельскохозяйственных работ на севере и юге страны разные, что также учитывалось, существуют его локальные вариации.
Двадцать четыре сезона коррелируют с древнекитайской календарной системой Ганьчжи 干支历 gānzhīlì (её также называют 星辰历 xīngchénlì — звездный календарь), которая состоит из сочетания 10 «небесных стволов» 天干 tiāngān и 12 «земных ветвей» 地支 dìzhī, образующих универсальный 60-ричный цикл, который может быть применим к годам и месяцам по лунному календарю, а также дням и времени суток. По начальным циклическим знакам «небесных стволов» и «земных ветвей» его также называют цзяцзы 甲子 jiǎzǐ. Каждый из знаков связан с соответствующим элементом у-син 五行 (Пять стихий), сторонами света, дуальными началами инь 阴 и ян 阳. По преданию, её автором является придворный историк императора Хуан-ди Да Нао 大挠.
Поскольку продолжительность тропического (солнечного) года составляет 365,242198781 суток, а продолжительность лунного года — 354,3670 суток, в Древнем Китае возникла необходимость синхронизации сельскохозяйственного солнечного и лунного календарей. Это достигалось путем вставки високосных месяцев, которые носили название 闰月 rùnyuè. Високосный месяц требовался, если в промежуток времени между двумя зимними солнцестояниями случалось 13 новолуний. Это случалось 1 раз в 3 года, 2 раза в 5 лет, 7 раз в 19 лет. До эпохи Цинь високосный месяц обычно вставлялся в конце года, образуя тринадцатый месяц. В начале эпохи Хань високосный месяц вставлялся после девятого месяца.
Нечетные сезоны называются 节气 jiéqi (первая половина лунного месяца), четные — 中气 zhōngqì (вторая половина лунного месяца). Ханьский император У-ди ввел правило: «месяц, который не входит в число чжунци (четных, вторая половина лунного месяца), является високосным месяцем предыдущего месяца». Т.е., если лунный месяц прошел, а сезон, относящийся к чжунци еще не наступил, то требуется вставка високосного месяца.
Двадцать четыре сезона также соотносятся с посленебесным (后天 hòutiān) порядком расположения восьми триграмм багуа 八卦 bāguà. Каждой триграмме соответствуют три сезона.
Начало года Личунь приходится на триграмму Гэнь 艮 gèn, символизирующую гору, северо-восток, зиму, младшего сына. В таблице ниже можно увидеть соответствие триграмм разным объектам внешнего мира, а также телу человека. Таким образом, у каждого из 24 сезонов появляются дополнительные характеристики и возможности гармонизации микро- и макрокосма.
- Подробнее: Загадки и тайны «Канона Перемен» («И-цзин»)
Сочетание Двадцати четырех сезонов китайского сельскохозяйственного календаря с 60-ричным циклом «Небесных стволов» и «Земных ветвей», а также системой восьми триграмм багуа, которые, в свою очередь, коррелируют со сторонами света, пятью стихиями, дуализмом инь и ян, родственными отношениями и т.п., выражало идею гармонии Трех начал — Неба, Земли и Человека, и отражало холистическое мировоззрение китайцев.
В международных метеорологических кругах Двадцать четыре сезона китайского сельскохозяйственного календаря называют «пятым великим изобретением Китая». В 2016 году китайский сельскохозяйственный календарь был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.