Те, кто приезжают в Китай в туристическую поездку, конечно, в первую очередь обращают внимание на достопримечательности. Я же в ближайших нескольких постах постараюсь немного показать другой, нетуристический Пекин — несколько хаотичный, где традиционный уклад прекрасно уживается с пережитками Культурной революции и высокотехнологичной современностью.
Подробнее:
Свой рассказ я начну с экскурсии по небольшому садику, разбитому во дворе нашего дома. Он создан по всем правилам китайского садово-паркового искусства: в нем есть и камни причудливых форм, и извилистые дорожки, и галерея, увитая вьющимися растениями, и бонсаи.
По утрам здесь можно встретить людей, занимающихся традиционными китайскими гимнастиками: цигун или тайцзицюань. Днем здесь собираются мамочки и бабушки с детьми, беседуют женщины. Мимо пробегают студенты и аспиранты — вокруг расположены общежития Китайской Академии наук. Это — район Хайдянь, где расположены императорские парки, университеты, исследовательские институты Китайской Академии Наук, технопарк Чжунгуаньцунь.
В Пекине сейчас весна. Уже зацветают первые деревья и кустарники, но трава пожухлая. В воздухе почти нет свежести, все утопает в дымке: это мельчайшие частицы песка, которые ветер переносит из пустынь Центральной Азии. Выхлопные газы, промышленные выбросы только усиливают смог. Небо часто затянуто белесой дымкой. Но когда говорят, что в Пекине не увидишь голубого неба — это не так.
В Пекине существует дефицит воды. Очень часто вместо роскошного газона — растрескавшаяся земля с несколькими увядшими травинками. Поэтому повсюду установлены таблички с просьбой не топтать траву. Но если у нас обычно можно встретить что-то типа грозного «По газонам не ходить», то пекинцы пишут более витиевато:
По саду бежит извилистая дорожка. В нее вставлена мелкая галька: можно идти босиком и массировать биологически активные точки на ступнях.
Иногда галька образует узор — начертанные в древнем написании иероглифы и знаки с благими значениями.
Ни один китайский сад не обходится без камней причудливой формы. Камни традиционно символизируют ян — мужское, светлое, активное начало. Кроме того, камень — это образ мировой горы.
⇒ Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян и у-син
Ян обязательно должно уравновешиваться инь — женским, темным, пассивным началом. Именно сочетание инь и ян придает миру гармонию: «То инь, то ян, это и есть Дао». В традиционном китайском саду инь обычно связано с водной стихией: водоемами, ручейками… В нашем саду такой воды нет. Зато есть цветущие деревья.
Камни часто соседствуют с карликовыми деревьями. Это напоминает о горах, где живут отшельники, взыскующие бессмертия.
А еще китайский сад немыслим без галереи. Она, с одной стороны, является своеобразной ширмой, отсекая одну часть сада от другой. Кроме того, она направляет путника по определенному маршруту. В галерее обязательно есть лавочки, где можно отдохнуть. И здесь еще одна изюминка: стойки — словно рама, обрамляющая естественную картину.
Через дорогу — спортивная площадка и дом, где мы сейчас живем.
Подобные садики, иногда даже совсем маленькие, можно встретить во многих современных пекинских дворах. Иногда это буквально одно дерево и камень. А еще, возможно, вы обратили внимание, сколько вокруг велосипедов. Хотя в Пекине в последние годы все больше машин, а пробки на дорогах сравнимы с московскими, однако велосипедов по-прежнему много.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.