Любителю Китая наверняка знакомо слово 知己 zhījǐ. Его обычно переводят как «родственная душа», но его буквальное значение — «знать [другого как самого] себя». То есть, понимать поступки другого, верить ему, даже если все факты указывают на обратное, поддерживать его, даже если весь мир против него. В китайской истории мы неоднократно встречаем примеры такой глубокой дружбы. Одна из самых ярких — это история Бао Шуя 鲍叔牙 (ум. в 644 до н.э.) и Гуань Чжуна 管仲 (725? — 645 до н.э.), благодаря которым правитель царства Ци Хуань-гун 齐桓公 (? — 643 до н.э.) смог стать первым гегемоном Поднебесной.

Дружба между Гуань Чжуном и Бао Шуя
Дружба между Гуань Чжуном и Бао Шуя

После гибели Чжоу Ю-вана 周幽王 в результате эпизода, известного как «обмануть чжухоу с помощью сигнальных огней» 烽火戏诸侯 fēnghuǒ xì zhūhóu, в 771 году до н.э., престол перешел к его сыну Цзи Ицзю 姬宜臼 (? — 720 до н.э.), который получил имя Чжоу Пин-ван 周平王. Столица Чжоу Хаоцзин 镐京 (на территории нынешнего уезда Чанъань провинции Шэньси) была разграблена племенами цюаньжунов 犬戎 и продолжала подвергаться новым нападениям с их стороны. Вдобавок, в окрестностях случилось сильное землетрясение, повлекшее за собой обвалы и оползни в горах. Это побудило Пин-вана перенести столицу государства на восток, в город Лои 洛邑 (ныне — городской округ Лоян 洛阳 в провинции Хэнань).

Перенос столицы в Лои знаменовал собой начало нового периода в истории Китая — Восточное Чжоу (770 — 256/221 до н.э.). Влияние Чжоуского дома день ото дня слабело, а удельные князья чжухоу 诸侯 — потомки сподвижников основателей династии Чжоу Вэнь-вана 文王 и У-вана 武王 (XI в. до н.э.), которым даровали уделы за помощь в войне против государства Шан 商, усиливались. Между царствами началась борьба за власть, которая несла огромные страдания народу. Первый период Восточного Чжоу получил название Чунь-цю 春秋 — «Весны и осени» (770 — 481/476 до н.э.), названный так по летописи царства Лу, которую редактировал Конфуций (552/551 — 479 до н.э.).

В 698 году до н.э. скончался правитель царства Ци Си-гун 齐僖公. У него было трое сыновей: наследник — Чжуэр 诸儿 и два принца — Цзю 纠 и Сяобай 小白. Чжуэр взошел на престол и получил имя Ци Сян-гун 齐襄公.

Бао Шуя и Гуань Чжун знали друг друга с детства. Бао Шуя 鲍叔牙 происходил из знатной семьи, его отец Бао Цзиншу 鲍敬叔 был дафу 大夫 (сановником) в царстве Ци. С малых лет Бао Шуя преуспевал в изучении стихов и книг, этикета и ритуалов, был прямым и честным, ценил дружбу. В противоположность ему, Гуань Чжун 管仲 (Гуань Иу 管夷吾), хотя и был потомком Чжоу Му-вана 周穆王 (X в. до н.э.), но семья со временем обеднела, поэтому Гуань Чжун искал мелких выгод и более всего на свете ценил богатство.

В молодости Бао Шуя вместе с Гуань Чжуном занялись торговлей, в которую Бао Шуя вложил все свои средства. Когда друзья получили деньги, то две трети дохода забрал Гуань Чжун, а оставшуюся треть оставил Бао Шуя. Вдобавок, Бао Шуя вложил полученные деньги в развитие дела. Несмотря на это, Бао Шуя ничего не сказал другу в осуждение, и даже когда другие торговцы заметили это, он оправдывал его, говоря, что эти деньги Гуань Чжун тратит не на свои развлечения, а на престарелую больную мать, которая не встает с постели.

Впоследствии Гуань Чжун стал наставником второго принца Цзю, а Бао Шуя — наставником третьего принца Сяобая. Правитель Ци Сян-гун вел распутный образ жизни, что привело к тому, что в 686 году до н.э. в царстве Ци начались беспорядки и Сян-гун был убит. В это время второй принц Цзю жил в царстве Лу 鲁, а третий принц Сяобай — в царстве Цзюй 莒. Узнав новость о смерти старшего брата, они поспешили в столицу Ци, чтобы занять престол.

Поскольку царство Цзюй находилось ближе к Ци, чем Лу, второй принц Цзю боялся, что третий принц Сяобай прибудет в Ци первым. Тогда Гуань Чжун предложил ему, что возьмет солдат и лошадей и остановит Сяобая. Принц Цзю дал согласие, а сам, в сопровождении охраны из царства Лу, отправился в путь.

Гуань Чжун
Гуань Чжун (Гуань Иу)

Этой же ночью третий принц Сяобай в сопровождении своих подчиненных также поспешил в дорогу и очень быстро достиг царства Ци. Однако вскоре они попали в устроенную Гуань Чжуном засаду. Гуань Чжун натянул лук и выстрелил в третьего принца. Тот вскрикнул и упал в повозку, к которой подбежали Бао Шуя и другие люди и, окружив её, начали горько причитать.

Гуань Чжун решил, что принц Сяобай убит и вернулся ко второму принцу Цзю. Они уже не спешили и только шесть дней спустя прибыли в Ци. Но каково же было их удивление, когда оказалось, что там их уже ждет живой и невредимый принц Сяобай, ставший новым правителем Ци — Хуань-гуном! Принцу Цзю не оставалось ничего другого, кроме как вернуться в Лу.

Оказывается, стрела, выпущенная Гуань Чжуном, попала в пряжку пояса Сяобая, и тот остался невредим. Его вскрик и падение в повозку были лишь испугом и притворством. Причитания Бао Шуя и сопровождающих были еще одной уловкой для отвода глаз. Благодаря этому Гуань Чжун поверил, что убил принца и поэтому потерял бдительность.

После того, как циский Хуань-гун взошел на престол, он назначил своего учителя Бао Шуя премьер-министром. Вскоре после этого Бао Шуя направил в царство Лу послание, в котором требовал перестать поддерживать притязания принца Цзю на циский престол. В этом же письме он требовал выдать царству Ци наставников принца Цзю — Шао Ху 召忽 и Гуань Чжуна, чтобы самим казнить их, изрубив в фарш. Если же эти требования не будут удовлетворены, то царство Ци отправит войска в Лу. Получив это письмо, правитель царства Лу перепугался, приказал убить принца Цзю, а Гуань Чжуна заключить в тюрьму.

Бао Шуя
Бао Шуя

Циский Хуань-гун мечтал казнить Гуань Чжуна. Однако Бао Шуя посоветовал правителю не таить обиду на Гуань Чжуна, а вместо этого приблизить к себе. Он полагал, что только благодаря советам Гуань Чжуна Ци сможет стать гегемоном (霸 ) Поднебесной. Хуань-гун послушался совета Бао Шуя и назначил Гуань Чжуна своим премьер-министром, а Бао Шуя — советником.

Впоследствии Гуань Чжун писал: «Когда я был бедным и вместе с Бао Шуя занялся торговлей, то при дележе денег оставлял себе большую часть. Бао Шуя не считал, что я алчный, а знал, что моя семья бедна. Когда я трижды становился чиновником и трижды лишался должности, он не считал, что я ни на что не годен, а знал, что у меня просто не было хороших возможностей продвинуться по службе, и все. Когда я трижды бежал с поля боя, Бао Шуя не считал, что я трус, он знал, что я берегу свою жизнь чтобы содержать свою мать. Когда принц Цзю проиграл, а я оказался в заключении, Бао Шуя знал, что я стремлюсь прославиться в Поднебесной. Мои родители воспитали меня, но тем человеком, кто по-настоящему понимал меня, является моя родственная душа (知己) Бао Шуя!»

Когда Гуань Чжун прибыл в царство Ци, Циский Хуань-гун трижды воскурил благовония и омылся, после чего лично отправился встречать его на подъезде к столице. Они проговорили три дня и три ночи подряд, во время которых Гуань Чжун изложил свою стратегию управления страной, а Хуань-гун жадно слушал его.

После того, как Гуань Чжун вступил в должность, то все свои силы он посвятил служению царству Ци, помог Хуань-гуну провести широкомасштабные политические, экономические и военные реформы. Благодаря им, в течение нескольких лет Ци стало сильнейшим царством Древнего Китая.

Также Гуань Чжун сформулировал принцип: «уважать государя и отвергать варваров» 尊王攘夷 zūnwáng rǎngyí. Это означало, что хотя Чжоуский Сын Неба уже не может, как в прошлом, командовать чжухоу (удельными князьями), однако номинально он остается правителем Поднебесной. Если царство Ци планирует стать гегемоном, оно должно поддерживать авторитет Сына Неба и чжухоу, и только тогда оно сможет объединить всех чжухоу. Объединившись с другими чжухоу, надо подорвать влияние варварских племен и 夷 и ди 狄, и только тогда занять место Чжоуского Сына Неба и стать гегемоном.

После смерти Гуань Чжуна новым премьер-министром царства Ци вновь стал Бао Шуя. Но спустя год умер и он.

Дружба между Бао Шуя и Гуань Чжуном послужила историей для возникновения чэнъюя «Дружба Гуань [Чжуна] и Бао [Шуя]» 管鲍之交 guǎn bào zhī jiāo. В европейской традиции есть аналогичная история Дамона и Финтия (Питиаса) из Сиракуз (IV век до н. э.), ставшая символом мужской дружбы.

В дораме «Неукротимый» (陈情令) есть такие слова, сказанные Вэй Усянем в отношении Лань Ванцзи: «К счастью, в этом мире все-таки есть человек, который верит тебе. … Встретить в этой жизни одну родственную душу вполне достаточно» (辛亏这世上还有人信你 … 人生得一知己足以. серия 43). И это, действительно, так.

Источники:

  • 中华上下五千年。史前至西周。- 南昌,2022
  • 史记。天子于诸侯。吉林,2021
  • baike.baidu.com/item/鲍叔牙/583845
  • baike.baidu.com/item/管仲/11281

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.