В древности жертвоприношения играли исключительно важную роль в жизни общества и были направлены на поддержание правильного порядка в мире. Считалось, что без них мир погрузится в хаос и погибнет. Не был исключением и Древний Китай.

Ритуальная утварь

Во времена правления династий Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1045 до н.э.-256 до н.э.) существовало большое число различной ритуальной посуды для жертвоприношений. Для приготовления пищи использовали триподы и тетраподы 鼎 dǐng, жертвенные сосуды для проса 簋 guǐ, котлы на трех ножках 鬲 , чаши 盂 , подносы 俎 . Для воды — блюдо 盘 pán, рукомойник 匜 , таз 鑑 jiàn. Для вина, возлияния которым были неизменной частью жертвоприношения, — кубки 爵 jué и 斝 jiǎ, чаши 觚 , сосуды 觯 zhì, рог 觥 gōng, сосуды 彝 , кувшины 卣 yǒu, чаши 尊 zūn и т.д.

Бронзовая ритуальная посуда
Бронзовая ритуальная посуда

Среди всей ритуальной утвари особо выделяли бронзовые сосуды 鼎 dǐng, которые в Ся (2070-1600 до н.э.), Шан-Инь и Чжоу считались символом власти и статуса. Сосуды-дин бывают двух видов: триподы — круглые, с тремя ножками, и тетраподы — квадратные или прямоугольные, с четырьмя ножками, которые называли 方鼎 fāng dǐng. У них имеется пара ручек, сверху они закрываются крышкой. Сосуды-дин использовались для приготовления и хранения пищи, на пиршествах, в церемониях жертвоприношений, в погребальных ритуалах, а также для казни через сварение.

Самые ранние керамические сосуды-дин были обнаружены на стоянке раннего бронзового века Эрлитоу 二里头文化, которую многие современные археологи связывают с первой в истории Китая династией Ся 夏. С развитием бронзолитейной технологии в Ся, Шан и Чжоу их сменили бронзовые сосуды-дин.

Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Сосуд-дин с ножками в виде драконов. Поздняя Шан (XIV-XI вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Девять ритуальных сосудов-дин

По преданию, после того как Юй 禹 (2123–2025) усмирил потоп и основал государство Ся, он приказал разделить территорию страны на девять областей 九州 jiǔzhōu (иногда так образно называют Китай до сих пор), и с каждой из них в качестве дани собрал бронзу. Затем он приказал отлить девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng, весом 7,5 тонн (или 6,6 тонн) каждый. На сосудах было выгравировано географическое положение области, количество дани и типичный пейзаж. Девять сосудов-дин символизировали власть, которую Небо даровало правителю. В «Цзо чжуань» 左傳 («Комментарии Цзо») повествуется, однако, что девять котлов-треножников были отлиты сыном Юя Великого, Ци 启, вторым правителем Ся.

Девять сосудов-дин и девять областей Китая
Девять сосудов-дин и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая: 扬 yáng, 荆 jīng, 梁 liáng, 徐 , 豫 , 雍 yōng, 青 qīng, 兖 yǎn, 冀 jì. Триподы символизировали центр и основные стороны света, тетраподы — промежуточные стороны света.

После того, первый правитель династии Шан Чэн Тан 成湯 (правил в 1600-1587 до н.э.) сверг последнего правителя династии Ся Цзе 桀, он приказал перевезти девять сосудов-дин в свою столицу — город Янь. Когда Пань Гэн 盤庚 (правил в 1401-1374 годах до н. э.) перенес столицу в Инь 殷, они были перемещены туда. Чжоуский У-ван 周武王 (правил в 1169-1115, или 1087-1043 до н.э.), уничтоживший государство Шан, придя к власти, продемонстрировал девять сосудов-дин. При его сыне Чэн-ване 成王 (правил 1115-1079 или 1042-1021 до н.э.) они были перевезены в Лои (ныне Лоян) и помещены в Храме императорских предков Таймяо 太廟. В эпохи Чунь-цю (722-481 до н.э.) и Чжань-го (481-256/221 до н.э.), когда власть Чжоуского дома была лишь номинальной, за обладание девятью сосудами-дин развернулась ожесточенная борьба.

К началу правления династии Цинь (221-206 до н.э.) девять ритуальных сосудов-дин были утеряны. По одной из версий, в конце эпохи Чжоу они пропали где-то в Сышуй 泗水 (уезд городского округа Цзинин провинции Шаньдун), по другой – были переплавлены в деньги или оружие. В последующие годы китайские императоры несколько раз создавали их копии. В 1105 году сунский император Хуэй-цзун 徽宗 (правил в 1100-1126) приказал из 220 цзиней меди отлить девять сосудов-дин и украсить золотом. Сейчас их можно увидеть в Национальном музее Китая в Пекине.

Ритуальные функции триподов и тетраподов дин

В эпоху Шан бронзовые сосуды-дин использовались преимущественно для хранения и приготовления пищи, а также в ритуальных целях. Большие размеры сосудов свидетельствуют, что в жертву могли приносить целое животное. Бронзовые триподы и тетраподы дин часто встречаются в погребениях шанской знати. Их количество, наряду с размерами погребения и бронзовыми сосудами других типов, свидетельствуют о социальном статусе покойного и его месте в социальной иерархии.

Чжоусцы, придя к власти, совершили то, что принято называть «ритуальной революцией». Иньцы, которые широко применяли в церемониях жертвоприношений вино, были обвинены в повсеместном пьянстве, ставшего причиной того, что последний иньский правитель потерял «небесный мандат». Ритуальную функцию сосудов-дин сменила статусная.

В древних трактатах «Ли цзи» 禮記 («Записи о ритуале»), «Чжоу ли» 周禮 («Чжоуские ритуалы»), «И ли» 儀禮 («Церемониал и обряды») и других письменных источниках описывается, какое число сосудов-дин надлежало использовать при погребении знати разных титулов и рангов: для Сына Неба 天子 – девять, гунов 公 и чжухоу 诸侯 – семь, дафу 大夫 – пять, ши 士 – три или один. Начиная с конца периода Западное Чжоу (1045-770 до н.э.), в периоды Чунь-цю и Чжань-го при погребениях представителей низших рангов начинают использовать бóльшее число сосудов, чем прежде, что вызывало огорчение Конфуция как яркое свидетельство падения нравов и отхода от древних правил. В эпоху Цинь эта система была упразднена.

Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу (1045 до н.э.-770 до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Триподы-дин, середина эпохи Западная Чжоу. Национальный музей Китая, Пекин

Сосуды-дин и власть

В периоды Ся, Шан-Инь и Чжоу сосуды-дин символически воплощали институт государственной власти. Два ушка и три ножки являлись материальным воплощением чисел два и три, символизировавших пару 阴 yīn и 阳 yáng (темное и светлое начала) и гармонию трех начал – Неба 天 tiān, Земли 地 и Человека 人 rén, что в сумме давало число пять, отсылающее к 五行 wǔxíng (пять первоэлементов). Круглые сосуды-дин символизировали Небо, квадратные – Землю. Тем самым, они выражали ритуальный аспект власти.

Связь сосуда-дин с властью нашла отражение и в китайском языке. Так, слово 鼎 dǐng означает не только собственно сосуд-дин, но и императорскую власть, престол, опору престола, краеугольный, веский, а словосочетание 问鼎 wèndǐng, буквально означающее «спрашивать о размере и весе дин», также имеет значения «захватить; завоевать, занять, претендовать (на первое место)» и т.п.

Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин
Тетрапод-дин, Ранняя Шан (XVI-XIV вв. до н.э.). Национальный музей Китая, Пекин

Декорирование и надписи на бронзовых сосудах-дин

Сосуды-дин богато декорированы. Довольно часто на них встречается орнамент таоте 饕餮 tāotiè — стилизованное изображение чудовища-обжоры, которое часто связывают с человеческими жертвоприношениями в эпоху Шан.

Трипод и тетрапод дин. Эпоха Шан. Honolulu Academy of Arts
Трипод и тетрапод дин с орнаментом таоте. Эпоха Шан. Источник: Honolulu Academy of Arts

Нередко можно увидеть спиралевидный узор. Позднее появляются фигуры животных — коровы, козы, птицы, драконы и львы, которые играли не только декоративную, но и функциональную роль, например, в качестве ручек крышки.

Трипод со спиралевидным орнаментом. Музей провинции Чжэцзян в Ханчжоу
Трипод с орнаментом в виде спиралей и треугольниками с масками таоте. Музей провинции Чжэцзян в Ханчжоу

Начиная с конца эпохи Шан-Инь, и, особенно, в эпоху Западная Чжоу, распространяется обычай делать надписи с внутренней стороны сосудов для жертвоприношений, в том числе, и дин. Если первые надписи были довольно лаконичны и содержали лишь имя владельца и указание на то, кому посвящен данный сосуд (как правило, для совершения жертвоприношений предку), то начиная с X-IX веков до н.э. эти надписи становятся все более пространными и состоят из нескольких сотен иероглифов. Такие надписи, получившие название 金文 jīnwén, являются одним из важнейших источников по истории того времени.

Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.
Копия одной из надписей на сосуде-дин. Около 800 г. до н.э.

На сосудах встречаются надписи. Это то, что сообщает сам хозяин сосуда от своего имени. Он делает это для того, чтобы прославить достоинства своих предков и передать память о них потомкам. У любого предка есть достоинства и недостатки. Но назначение надписи в том, чтобы воздать должное достоинствам и умолчать о недостатках… В надписях описываются добродетели предка, его заслуги и подвиги, дары, которых он удостоился, слава, которую он снискал («Ли-цзи»).

Вот пример одной из таких надписей, которая называется «Э-хоу дин» 鄂后鼎:

Правитель совершил поход на юг. Возвращаясь из похода, он остановился в Пэй. Э-хоу Юй-фан поднес правителю сладкого вина, его распили. Юй-фан угощал правителя. Правитель устроил пир. Потом стреляли из лука. Юй-фан стрелял вместе с правителем. Все пили вино. Правитель лично одарил Юй-фана пятью парами украшений из нефрита, пятью лошадьми, пятью пучками стрел. Юй-фан почтительно сложил руки и поклонился до земли, осмелился поблагодарить Сына Неба за великолепный дар. По этому случаю был сделан жертвенный сосуд-дин. На протяжении десяти тысяч лет дети и внуки вечно будут пользоваться им как драгоценностью.

***

Сосуды-дин нередко можно увидеть в современном Китае: большие и маленькие, в музеях и на открытых пространствах, старинные и современные реплики. Для китайской культуры они значат гораздо больше, чем просто древний сосуд для жертвоприношений.

Стилизованный трипод-дин около алтаря в Храме Неба 天坛 tiāntán в Пекине
Трипод-дин около алтаря в Храме Неба 天坛 tiāntán в Пекине
Алтарь Земли 地坛 dìtán в Пекине
Храм Земли 地坛 dìtán в Пекине. Жертвенник в центре алтаря выполнен в форме тетрапода-дин. По краям алтаря стоят триподы-дин
Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане
Тетрапод-дин, установленный в 2013 году в честь 110-летнего юбилея Китайского педагогического университета в Ухане. Напротив него установлен бюст китайского педагога и просветителя Тао Синчжи 陶行知 (1891-1946)

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.