Путешествие на Камчатку

Главная страница » Россия » Камчатка » Путешествие на Камчатку

«В Москве — 15.00, в Петропавловске-Камчатском — полночь». Эта с детства знакомая фраза каждый раз подогревала во мне интерес к загадочному краю под названием Камчатка. Когда-то мои бабушка с дедушкой побывали там, привезли кучу фантастических слайдов. И Камчатка стала мечтой — недостижимой, но такой привлекательной.

Камчатка, Авачинская бухта

Утро в Авачинской бухте

И вот, несколько лет назад как-то зимой собрались старые знакомые, не раз ходившие в походы, и решили: «А почему бы и нет?» Вскоре началась подготовка к путешествию на Камчатку. Надо было составить маршруты, закупить недостающее туристическое оборудование, специальную еду. Еще бы: предстоял очень непростой маршрут.

Полуостров Камчатка расположен в северо-восточной части Евразии. На западе омывается водами Охотского моря, на востоке — Тихим океаном и Беринговым морем. Протяженность с северо-востока на юго-запад около 1200 км, максимальная ширина (на широте мыса Кроноцкий) — до 450 км. С материком соединяется узким Парапольским долом (93 км). Площадь полуострова — 370 тыс. кв. км. Восточная береговая линия сильно изрезана, наиболее крупные заливы — Кроноцкий, Камчатский, Корфа. Западные берега изрезаны слабо.
Через весь полуостров протягиваются два параллельных хребта — Срединный и Восточный, между которыми расположена Центральнокамчатская низменность, через которую протекает река Камчатка. Из 160 вулканов около 28 — действующие. Наивысшая точка Камчатки и самый высокий вулкан Евразии — Ключевская Сопка (4750 м). Камчатка известна своими многочисленными выходами минеральных и термальных вод, многие из которых имеют уникальный химический состав и широко применяются для лечения ряда заболеваний.
На большей части полуострова климат умеренный муссонный, в центральной и северной частях — умеренно-континентальный. Средний температуры февраля -13°С, августа 12°С. В год выпадает до 1000 мм осадков. Площадь современного оледенения — 866 кв. км.
Крупнейшие реки — Камчатка (758 км), Авача, Большая и др. Озера — Голыгинское, Карымское, Кроноцкое и др.
Насчитывается около 1200 видов высших растений. На дерново-подзолистых почвах преобладают редкостойные березовые и хвойные леса, на склонах гор — заросли кедрового стланника, в понижениях — луга, на севере полуострова — моховые тундры. Богатый животный мир: морская и пресноводная фауна, около 220 видов птиц, из млекопитающих наиболее распространены камчатский соболь, горностай, выдра, заяц-беляк, ондатра, лисица, лось, северный олень, снежный баран, рысь, полярный волк, росомаха, ласка и др. Из крупных хищников наиболее известен камчатский бурый медведь.
На территории Камчатки созданы 3 государственных заповедника, 5 природных парков, 8 заказников федерального значения и 23 — местного, 105 памятников природы, 2 санаторно-курортные зоны и некоторые другие виды охраняемых территорий. (из Википедии)

Поездку мы запланировали на август. Но билеты покупали за полгода — в феврале. В результате авиабилет на одного человека обошелся в 21 тысячу рублей в оба конца. Учитывая, что в сезон цена может дойти до 60-70 тысяч, мы здорово сэкономили!

♦ Подробнее: Как купить дешевые авиабилеты в Петропавловск-Камчатский

Камчатка, Авачинская бухта

В Авачинской бухте

Летели на Трансаэро, из аэропорта Домодедово. Очень удобный рейс: вечером мы вылетели из Москвы, а спустя 9 часов были уже в Петропавловске, вернее, в Елизово — там расположен аэропорт. На поезде на Камчатку не проехать — железная дорога туда не проложена. С материка — только воздушный или водный транспорт.

Сам перелет был безумно интересным. Дело в том, что если наложить траекторию полета на карту, то окажется, что самолет летит не по прямой, а по дуге — с учетом шарообразности Земли это наиболее короткий вариант. Так вот, мы летели через северную часть России. Утром, когда рассвело, я стала с интересом смотреть в иллюминатор. Очертания береговой линии и хребты на суше показались мне подозрительно знакомыми. Ну да, конечно: море Лаптевых, Восточно-Сибирское море… Лена, хребет Черского… А впереди — Охотское море и, наконец, Камчатка. Это был незабываемый полет именно из-за возможности пусть с высоты 10 тысяч метров, но взглянуть на великий Северо-Восток, Норд-Ост.

И вот, мы в Елизово. Дальше предстоял переезд в Петропавловск-Камчатский. Знакомые нашего знакомого одолжили нам свою необжитую квартиру. Правда, квартира была на первом этаже пятиэтажки, на крутом склоне, поэтому из окон некоторых комнат был виден только крутой холм. Вдобавок, в доме отключили горячую воду.

Зато перед домом открывался восхитительный вид на Авачинскую бухту.

Авачинская бухта, Камчатка

Авачинская бухта

А чуть левее — прекрасный вид на сам Петропавловск-Камчатский и порт:

Петропавловск-Камчатский, Камчатка, порт Петропавловска-Камчатского

Вид на Петропавловск-Камчатский и порт

Этот район носил необыкновенное название — Сероглазка. До центра города можно было добраться на автобусе. Вообще Петропавловск-Камчатский мне очень понравился, хотя жалко, что дома там временами очень неказистые.

♦ Подробнее: Петропавловск-Камчатский: Авачинская бухта и Никольская сопка

Петропавловск-Камчатский, Камчатка, порт Петропавловска-Камчатского

Петропавловск-Камчатский

Три дня было отведено на знакомство с городом, закупку того, что не купили (или забыли купить) в Москве, а также переговоры с местной туристической фирмой относительно второй части нашего путешествия.

Дело в том, что природа Камчатки весьма специфична. Прежде всего тем, что это зона современного вулканизма, много мест, которые представляют опасность для незнающего человека. Во-вторых, на Камчатке плохо развита сеть автодорог — фактически, через полуостров проходит единственная грунтовая дорога с небольшими ответвлениями. И передвигаться по ней удобнее всего на машинах повышенной проходимости. Пешеходные маршруты также далеко не везде обозначены. Ну и наконец, значительная часть полуострова — это природоохранные зоны с довольно жесткими ограничениями по поводу их посещения.

♦ По теме: Вулканы Камчатки — путешествие в прошлое Земли

Паромная переправа через реку Камчатка

Через три дня мы выехали в наш первый маршрут — на Толбачик. Предполагалось, что мы там проведем три дня (не считая дороги), осмотрим окрестности и совершим восхождение на Плоский Толбачик. Увы, погода внесла свои коррективы — большую часть времени стоял густой туман (а наш лагерь как раз находился на высоте 1300 м над у.м. в зоне облачности), и солнце прорывалось сквозь пелену туч лишь на несколько часов. Так что восхождения на вершину Плоского Толбачика не получилось — лишь часть нашей группы рискнула отправиться туда. Зато мы посмотрели другие красоты этого места — конуса прорыва, ручей Водопадный.

Камчатка, Толбачик, База луноходчиков

Один из конусов на Толбачике

Камчатка, Толбачик, База луноходчиков, туман

В тумане

Камчатка, Острый Толбачик, Плоский Толбачик, вулканы

Острый и Плоский Толбачики

Камчатка, ручей Водопадный

Камни на ручье Водопадном

Несмотря на неудачи с погодой, эта часть маршрута действительно удалась. Нам повезло с проводниками — Сан Санычем, прекрасным знатоком Камчатки, и водителем нашей вахтовки — Игорем.

Камчатка, дорога на Мутновский вулкан, вахтовка

Мастерство Игоря

Затем у нас был перерыв в Петропавловске перед следующим маршрутом. В холодный дом в Сероглазке нам не захотелось возвращаться, а Игорь предложил остановиться у него на горнолыжной базе, недалеко от побережья Тихого океана. Мы съездили и на сам океан, полюбовались пляжем, песок на котором был черного цвета, совершили поездку на Паратунку.

Камчатка, река Паратунка

Река Паратунка

А через два дня вылетели на вертолете в Налычево.

Камчатка, Налычевская долина, термальные источники

Панорама Налычевской долины

В Налычево у нас был другой проводник — Максим, с фирмой которого мы договорились еще в начале нашего пребывания на Камчатке. Для меня это был урок, что о проводниках надо узнавать все заранее. С Максимом нам откровенно не повезло. Парню под два метра ростом было явно скучно идти с группой, где собрались люди не с самой лучшей физической подготовкой и которые приехали на Камчатку полюбоваться природой, а не штурмовать одну вершину за другой. Тем не менее, мы прошли к Таловским источникам, совершили восхождение на Дзензур, искупались в горячих источниках, осмотрели травертиновый щит.

Камчатка, Дзензур

Путь к вершине Дзензура

Из Налычевской долины в сторону Петропавловска два пути: либо через Авачинский перевал, либо по тропе WWF через Пиначевский перевал.

Мы избрали второй маршрут — было понятно, что с Максимом будем рвать когти, нестись аки лоси с жуткой скоростью. Поэтому пусть будет более спокойный вариант. Впрочем, Пиначевский перевал — безумно красивый. Так что я нисколько не жалею, что прошла через него.

♦ Подробнее: Переход через Пиначевский перевал

Камчатка, Авачинский вулкан

Авача

По возвращении в Петропавловск мы с радостью распрощались с нашим проводником. У нас опять было несколько дней на базе у Игоря. Мы ездили на лошадях, знакомились с Петропавловском и его окрестностями. На один из дней у нас была запланирована поездка в Долину Гейзеров и кальдеру Узон. Увы, вертолет — транспорт капризный. Если облачность закрывает перевалы, если дует сильный ветер, полеты отменяются. Поэтому нам удалось попасть лишь в кальдеру Узон и посмотреть на Камчатку с высоты птичьего полета во время нашего полета на вертолете.

Камчатка, кальдера Узон

В кальдере Узон

А затем мы отправились с Игорем на Мутновский вулкан — как его называют, Малую долину гейзеров. Вулкан в эти дня проявлял некоторую активность. Тем не менее, нам удалось осмотреть и его, и его окрестности. Опять-таки, благодаря водительскому таланту Игоря мы проехали в самые труднодоступные места этого уголка Камчатки.

Камчатка, Мутновский вулкан

Гранд-каньон Мутновского вулкана

Мутновский вулкан

Накануне нашего отъезда мы съездили на Козельский вулкан — обычно его редко посещают туристы. С его склонов открываются прекрасные виды на Тихий океан.

♦ Подробнее: Поездка на Козельский вулкан

Камчатка, Козельский вулкан

К вершине Козельской сопки

Камчатка, вид с Козельской сопки в сторону Тихого океана

Вид с Козельской сопки в сторону Тихого океана

Собственно, вот таким получилось наше камчатское путешествие: три больших маршрута на Толбачик, в Налычево и на Мутновский и несколько коротких выездов — на Паратунку, к Тихому океану, в кальдеру Узон, на Козельскую сопку. Плюс прогулки по Петропавловску-Камчатскому и окрестностям.

Конечно, для того, чтобы узнать Камчатку, посмотреть все ее красоты, месяц — очень мало. Это край, куда хочется возвращаться еще и еще раз. И я надеюсь, что судьба предоставит мне такой шанс — совершить еще одно путешествие на Камчатку.

© Мария Анашина, anаshina.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2017. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Комментарии к статье

avatar
Игорь Квентор

Красотень какая! Жаль только, что посетить эти края нынче дороже и сложнее, чем слетать в Америку. Завидуем вам белой завистью 🙂 Закаты там, наверняка, просто восхитительные?

rotozeev

Красиво. Еще с самого детства радиоточка каждый день вдалбливала мне «В Петропавловске-Камчатском — полночь» и в сознании виделся мрачный город, в котором всегда полночь, а тут видно, что таки не всегда.

Кристина

Боже, какая красота! Ух, эта панорама Налычевской долины…Даже от картинки дух захватывает! Где ты только не была, Мария!

BaGi

Интересный выбор путешествия )) 9 часов самолета — мне наверное было бы не осилить. А природа оч красивая,понравились особенно Бухта и Конус…

Daiver

Да да тоже помню фразу про полночь ) Красота там все таки, природа есть ещё совсем не тронутая, прям наши Дикие условия )

Yana

Меня впечатлило фото, где один из конусов на Толбачике сфотографирован. Красноватый, и формы такие величественно ровные.
Я представляю, сколько это путешествие из Украины обошлось бы. По Европе проехаться гораздо дешевле. Но там, конечно, свободных нетронутых километров красоты нет.
Молодцы, что путешествуете.

inna

Камчатка- моя родина, но уж очень я сейчас далеко от нее живу.
Один из конусов на Толбачике просто поражает вообращение и радует прекрасными красками.

СерыйШансон

Океан я в позапрошлом году видел, когда во Владик ходил автостопом.

Виталик

А как поступаете с дикими животными? Я думаю поехать до середины сентября и сейчас запасся перцовыми баллончиками, шокером и пневматикой, вот таким пневматическим Макаровым (ссылка удалена)
Но не знаю на сколько эффективно это будет против животных.
Есть ли опыт у кого нибудь в обороне от волка например? Перцовые баллоны от медведя помогут? или есть что то эффективнее? заранее благодарю!

Сергей

У меня родственники служили на Камчатке в советское время. С тех пор мечтаю побывать, но жизнь крутит и никак не получается. Но цель остаётся, буду стремится.
Спасибо за прекрасный рассказ и фотографии.

Geleosan

Потрясающе красиво! Особенно «Один из конусов на Толбачике», прям марсианский пейзаж. У меня знакомая с Камчатки, там родилась и выросла. Много рассказывала про этот край. Говорит тянет ее туда, там очень сильная природа, но при этом жить там сложно, поэтому живет в центральной России.

Larisenok

просто нереальная красота

4polinka

ну до чего же красиво! Для меня Камчатка тоже представляет желанный край, но боюсь, что он так и останется в мечтах. 🙁 А фотографии-то как разогревают интерес! Они чудесны!
А во сколько обошлась вся поездка?

Галина

Сказать, что у вас было невероятное путешествие — это ничего не сказать. Просто потрясена красотами, временами просто неземными, временами «сердцеостанавливающими».)))) Честно, сердце забилось быстрее.
Спасибо за ваш грандиозный сайт. Обожаю такие сайты, где люди рассказывают о том, что сами видели. Только жизнь и никакой теоретической, книжной воды.
Все супер!

ladybloger

Прекрасные фотографии! Очень красивая природа, но такая дикая и суровая — даже на вид!
А фото, где река Паратунка — ну точь-в точь пейзаж наших Кавказских гор. ))

Ольга

А какие зимой снега! До второго этажа доходят! Правда, летом мы, Камчадалы,мечтаем выбраться куда-то, кроме нашего полуострова. Хотя я тоже часто езжу в Путешествие по Камчатке. Советую вам, если соберетесь в следующий раз съездить в поселок Эссо. Там тоже довольно живописно летом и есть горячие источники. На Тимоновские горячие источники. Все-таки посетить Долину гейзеров и съезидть на Вилючинский вуокан. Там также есть водопад.)

Ну лично я, обожаю многоснежную зиму. Оно. конечно, и понятно. Ведь я выросла здесь. Однажды жила во Владивостоке. Когда там выпала месячная норма осадков, которая доходила мне едва до колена, весь город парализовало. Детям отменили школу, транспорт перестал ходить… Мне все это было настолько смешно, потому что нашим детям школу отменяют, только если на улице сильнейшая пурга. Боже, как я обожаю пурги. А в детстве я их просто ждала. В школу не пойдешь, зато на улице такой буран, а мы гуляем. Класс! Я к этому привыкла. На каждый новый год идет снег или сильная пурга, как по заказу. Я думаю… Читать далее »
Александра

Планирую поездку на Камчатку на 2016 год, пишите, ищу спутника, спутницу без разницы))

Максим

я тоже хотел бы в середине мая ( с 10 по 25 примерно).

Андрей

Ищу друзей в Елизово, Петропавловске-Камчатском. С детства есть одна мечта — побывать на Камчатке. Планирую переехать на ПМЖ уже летом 2016. Жду Ваших советов. Krjukow1982@mail.ru Мне 33г женат, двое детей. Заранее благодарен.

Светлана

Думаю, это Ваше путешествие никого не оставит равнодушным!!! Вы брали полный тур от фирмы? Или по частям?? И как выйти на Вашего водителя Игоря, по описанию он производит хорошее впечатление. Собираемся с мужем на будущий год на Камчатку, ответите, пожалуйста. Что нужно учесть при сборах??

Оксана

Здорово вот так взять и собраться). Это надо чтобы еще единомышленники нашлись.
Фотографии просто завораживают. Даже Авачинская бухта, которая легко достижима, выглядит шикарно.

Елена

Очень интересный пост!!! благодарю,Мария!!!! =)))
Планирую на Камчатку в августе в тур с 13-24.08 и остаться еще с 25.08-1.09 самой походить или с гидами. Буду рада, если кто еще составит мне компанию на эти даты =)