Пекин 北京 Бэйцзин в переводе с китайского языка означает «северная столица». Это один из древнейших городов не только Китая, но и мира. Существующая ныне структура Пекина начала складываться при Чжу Ди (1360-1424), третьем императоре династии Мин (1368-1644), который правил под девизом Юн-лэ 永乐 («Вечная радость», 1403-1424). Можно сказать, что Пекин – это город воплощенной мечты императора Юн-лэ.
Как и другие китайские города, Пекин построен по принципам фэншуй. В его планировке, дворцах, храмах, парках заключены многие идеи китайской философии и культуры. Перестройка Пекина в XX-XXI веках также подчинена определенному плану с сохранением, в целом, прежней структуры и смещению лишь некоторых акцентов.
Едем в Китай:
- Поездка в Пекин самостоятельно: как организовать, что посмотреть
- Достопримечательности Пекина: краткий путеводитель
Отличие китайских городов от европейских
Любой город в своей планировке, городских ансамблях выражает мироощущение людей той или иной культуры и эпохи. Градостроительные принципы европейских городов менялись с течением времени, от античности до современности.
В Китае мы увидим иные города, основные принципы планировки которых не менялись со временем. Основы градостроительства, заложенные в глубокой древности (в эпохи Шан-Инь, 1600-1027 до н.э. и Чжоу, 1045-221 до н.э.), повторялись практически до начала XX века.
Во многом это можно объяснить тем, что в Китае большую роль играла традиция. В частности, это выразилось в повторении одних и тех же форм и методов, неизменных с древних времен. Подобное мы видим не только в градостроительстве, но и в других областях – философии, литературе. Новое подается как комментарий к классическому произведению, раскрытие изначально содержащегося в нем смысла.
♦ По теме: Традиция и современность в Китае
На формирование внешнего облика китайских городов оказало влияние несколько факторов:
1. Иероглифическая письменность, предопределившая своеобразие китайского мышления. В частности, это выразилось в большей значимости, чем на Западе, линии и формы, визуального образа в целом. Китайский город, дом, сад – это сложная система символов, которые легко считывает китаец и которые часто остаются вне поля зрения европейца.
♦ По теме: Структура иероглифа: черты, графемы, сложные знаки
2. Религиозная толерантность. На Западе культовая архитектура отличается от гражданской, значительно отличаются друг от друга культовые сооружения разных религий и конфессий (например, католический костел и православный храм). В Китае же даосские и буддийские монастыри построены по единому принципу, различаясь лишь своими алтарями и названиями павильонов. Более того, по своей структуре они будут повторять гражданские постройки, воспроизводя традиционную форму дома-сыхэюань (о нем ниже).
♦ По теме: Три учения (сань цзяо) — фундамент китайской культуры
3. Особенности летосчисления и необходимость переноса столицы с началом правления новой династии или правителя. Это выразилось в большом количестве городов, которые в тот или иной исторический период были столицами (Иньсюй, Лоян, Чанъань, Нанкин, Ханчжоу, Пекин и др.). Помимо основной столицы, существовали «запасные», которые принимали на себя столичные функции в моменты проживания там императорского двора. Один и тот же город в зависимости от текущей ситуации мог быть переименован, и не один раз.
4. Анонимность. На Западе каждая постройка имеет (или подразумевает) архитектора. Архитектор через проектируемое здание выражает себя. И мы, например, при наличии некоторых знаний, без проблем отличим «архитектурный почерк» Трезини, Растрелли, Баженова, Казакова, Росси, Львова и других. В Китае же архитектор низводился практически до уровня мастера, который должен был уметь объединить предписанные традицией «кирпичики» в целостный гармоничный образ.
Еще одним существенным фактором, предопределившим своеобразие китайского города, стало обязательное применение геомантии.
Каньюй, или Фэншуй
В целом, фэншуй — это учение о правильном (гармоничном) размещении человека и строения в пространстве. Оно основано на китайской натурфилософии и базируется на учении об инь-ян 阴阳 (женское и мужское начала), у-син 五行 (пять первоэлементов, или стихий), ба-гуа 八卦 (восемь триграмм Книги Перемен), Великой Триаде сань-цай 三才(Небо, Земля, Человек), нумерологии и др.
По теме:
- Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
- Великая Триада: Небо, Земля, Человек
- Загадки и тайны «Канона Перемен» («И-цзин»)
Фэншуй пронизывает все сферы китайской жизни. Любое строительство, будь то строительство города, дома, храма или гробницы, предварялось консультацией с мастером фэншуй. Именно он определял, где и когда должно быть построено здание, какие обязательные элементы должны в нём присутствовать.
Фэншуй 风水 переводится как «ветер и вода». Этот термин довольно поздний. Первоначально геоманития называлась каньюй 堪舆, что значит «небо и земля». Основателем геомантии считается Няоцзи, сподвижник мифического императора Хуанди. Некоторые принципы каньюй, ставшие обязательными в последующие эпохи, обнаруживаются уже в неолитических культурах Яншао и Хуншань (V–III тыс. до н.э.).
Начиная с дворцового комплекса Эрлитоу 二里头 (1750-1550 до н.э. Янши – городской уезд городского округа Лоян, пров. Хэнань), все столичные города обязательно следовали правилам каньюй. В эпоху Чжоу эти правила были кодифицированы в сборнике «Записки об исследовании ремесел» 考工记 Каогун цзи для городов и «Канон плотника Лу Баня» 鲁班经 Лу Бань цзин для строений. Могилы и гробницы также строились в соответствии с правилами фэншуй.
В эпоху Цзинь (265-420) даосский учёный, литератор и мыслитель Го Пу 郭璞 (276-324) создает трактат «Книга захоронений» 葬书 Цзаншу. Это произведение является комментарием к утерянному «Канону захоронений» 葬经 Цзанцзин. Цзаншу — первое самостоятельное произведение, посвященное собственно каньюй.
Расцвет учения каньюй приходится на VII-XIII века. В это время возникают «школа Формы» и «школа Компаса».
«Школа Формы» возникла раньше, чем «школа Компаса». Она опирается на «Канон захоронений» и «Книгу захоронений» Го Пу. Первоначально «школа Формы» занималась исключительно вопросами правильного расположения могил, но впоследствии перешла к изучению расположения домов и других зданий.
Большое внимание в ней уделялось рассмотрению форм окружающего ландшафта: гор, рек, плато, окружающих построек, анализу общей обстановки. Важное место в её учении занимает концепция «Пяти небесных животных» (Феникс, Зеленый дракон, Белый тигр, Черная черепаха, Желтая змея), инь-ян, у-син. Для того, чтобы найти место с идеальным ци 气, анализировалась форма земли, воздушные и водные потоки. Учитывалось также время рождения заказчика и начало строительства объекта.
«Школа Компаса» возникла позже, в своих построениях ориентировалась в основном на астрономические и астрологические выкладки.
Во времена правления династии Юань (1271-1368) литература по каньюй перестала печататься, а учение стало передаваться устно, от учителя к ученику. Именно тогда и появляется термин «фэншуй». Начиная с XVI века учение фэншуй было обогащено данными естественных наук: географии, геологии, механики, физики и др.
Основная задача фэншуй – разместить человека, здание или город таким образом, чтобы возникло гармоничное взаимодействие между всеми стихиями, Небом и Землей. Считалось, что благодаря такому правильному расположению можно улучшить собственное здоровье, материальное благополучие и обеспечить благополучие потомкам. Неправильное же расположение объекта грозило принести разнообразные несчастья: бедность, болезни, одиночество, преждевременную смерть, забвение.
Согласно принципам фэншуй, город надлежало строить в строго определенном месте, так называемом «Гнезде дракона». С севера от поселения должна находиться высокая гора, с запада и востока – холмы, откуда должны стекать водные потоки. Такое расположение называется «тигр и дракон». В идеале, перед Драконом, или, по другой версии, Черной Черепахой (главным холмом) должны находиться вспомогательные холмы — Лазуритовый Дракон на востоке и Белый Тигр на западе. На юге должна протекать река или находиться озеро, за которыми, должен возвышаться небольшой холм, именуемый Красный Феникс. Вход в дом должен располагаться с южной стороны.
Такая схема имела практическую целесообразность: зимой с севера в Китае дуют холодные ветры, а высокие горы защищают от них. Река с юга дарит прохладу летом. Ручьи, стекающие с холмов, дают не только воду, но и свежесть. Зимнее низкое солнце прекрасно освещает и прогревает комнаты, а широкий козырек крыши дает тень летом, защищая помещения от жары. Поэтому целесообразно было прорубать окна и двери с южной, западной и восточной стороны зданий, а северную стену оставлять глухой.
♦ По теме: Климат Китая
Традиционно в Китае ценились горы. Их считали обителью отшельников и небожителей. Рельеф Китая уподобляется трем ступеням, где высшая ступень – это Тибетское плато, ниже которого находятся средневысотные горы. Третья ступень – это приморские низменности, где сосредоточена основная масса населения. Китайцы считают, что самые яркие и красивые пейзажи находятся на границе первой и второй ступеней, а самые элегантные и мягкие – между третьей зоной и морем.
Формирование структуры китайских городов
Существующая ныне традиционная структура китайских городов начала складываться еще в глубокой древности. Хорошо исследовано поселение Баньпо 半坡 близ Сианя (культура Яншао 仰韶文化, V-III тыс. до н.э.). Оно занимало площадь свыше 5 тыс. кв.м, было окружено рвом и состояло из трех зон: жилой, ремесленной и кладбищенской. В центре жилой зоны располагалось большое здание 20х12,5 метров в основании.
Со временем поселения культуры Яншао сливаются с поселениями культуры Луншань 龙山. Появляются постоянные поселения, которые обычно строили в речных долинах, на вершинах или склонах холмов. Дома были каркасными, на основаниях из утрамбованной слой за слоем земли (техника ханту 夯土).
В эпоху Шан-Инь (XVII-XI века до н.э.) появляются постоянные города: Сяотунь, Чаньчжоу, Янши, Эрлитоу и другие. Почти все они были окружены глинобитными стенами со рвом. В центре города находились дворцы и храмы, возведенные на высоких одноярусных стилобатах с колоннами на каменном или бронзовом основании. Это были самые высокие строения города. Вокруг них располагались дома знати. Рядовая застройка представляла собой каркасные одноэтажные, реже двухэтажные дома, крытые тростником. Город пересекала широкая центральная улица.
Столицей государства Инь был город Шан (Иньсюй 殷墟) в Аньяне (пров. Хэнань). Город был основан в XIV веке до н.э., в период его расцвета в нем проживало около 120 тыс. человек. В то время это был самый большой город мира (для сравнения: в Фивах в то время проживало не более 100 тыс. человек).
На площади 1000х650 метров находился дворцово-храмовый комплекс, насчитывающий более 80 различных построек. Здания размещались вдоль главной оси «север-юг» и вспомогательной «запад-восток», что свидетельствует о применении зачатков системы фэншуй. Иньсюй окружали глинобитные стены высотой до 10 метров и мощностью основания около 6 метров. Общая длина стен составляла около 7 км. Прослеживается наличие зонирования – отдельных районов, где жили ремесленники и располагались ремесленные мастерские.
В эпоху Чжоу были заложены многие принципы градостроительства, которые в неизменном виде просуществовали в Китае на протяжении более 2000 лет.
Изобретение железных орудий труда в середине I тыс. до н.э. стало во многом переломным в истории Китая. Это обеспечило быстрый рост ремесел, развитие торговли и военного дела. Появляются новые города с регулярной или близкой к регулярной планировкой. В это же время жили Конфуций, Лао-цзы и другие философы.
Столицы удельных княжеств были весьма многолюдны. Так, по некоторым оценкам, численность населения столицы царства Ци — Линьцзы 临淄, насчитывала около 750 тыс. человек.
Костяк типичного города эпохи Восточного Чжоу (770-255 до н.э.) составлял дворец правителя, перед которым находился перекресток главных улиц. Городская застройка делилась на кварталы (фан 方), которые обычно окружали стены с воротами, закрывающимися с наступлением темноты. Такие внутриквартальные стены начали сносить только в X веке. С внешней стороны город окружала более мощная крепостная стена.
В городе находились алтари предков. Приблизительно с VII века появляются алтари земли и земледелия. После оформления концепции «Сына Неба», в столичных городах появляются храмы Неба, осуществлять церемонию жертвоприношения в которых мог только император.
♦ По теме: Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат
Обязательным атрибутом города являлось существование колокольной и барабанных башен – «башен-близнецов» («утренний звон и вечерний барабан»), отсчитывающих время и предупреждающих о важных или экстраординарных событиях.
В трактатах Каогун-цзи и Мэн-цзы можно увидеть описания идеального города. Так, согласно Каогун-цзи, город должен иметь форму квадрата со стороной 9 ли (4500 метров), а согласно Мэн-цзы – 3 ли. Город делится на 9 частей, в соответствии с системой «колодезных полей» 井 цзин. Такая структура, с одной стороны, была связана с концепцией «небесного колодца» 井 (22-е из 28 зодиакальных созвездий, первое из семи созвездий южной области неба), а с другой – имела практическую направленность, помогая вести учет людей и ресурсов.
В эпоху Чжоу правила фэншуй становятся обязательными при строительстве любых объектов, будь то жилой дом, дворец, храм или гробница. Труднее всего было выполнить правило, связанное с наличием воды на юге.
Одновременно регламентируется количество и набор помещений для каждого типа построек, их цветовая гамма и отделка. Так, например, балки во дворце правителя царства полагалось делать тесаными, полированными и инкрустированными камнями. В доме правителя провинции – тесаными и полированными, в доме главы клана — только тесаными и т.д. В императорском дворце можно было ставить колокола с четырех сторон, во дворце наследников – с трех, в доме министра – с двух, а чиновника – только с одной стороны.
В эпоху Тан окончательно формируются основные принципы китайского города:
- Общие принципы организации пространства для всех типов застройки, основанные на принципе сыхэюань.
- Продольное и поперечное расширение городского пространства, развитие принципа симметрии и даосского принципа «долгого пути» к цели.
- Появление в столице и провинциальных центрах Запретного города
- Объединение в единый ансамбль конфуцианского дома и даосского сада.
- Усложнение наиболее значимых архитектурных элементов – крыш и входов, второстепенная роль стен и окон.
- Иерархия сооружений выражается посредством цвета черепицы, стен и колонн, размеров и количества элементов (дворов, ярусов крыш, оберегов на крышах).
В эпохи Мин и Цин (1644-1911) концепция идеального города и жилища получает свое окончательное завершение. Основными принципами, определяющими градостроительные формы, становятся концепции инь-ян и у-син, Великая Триада, ци, даосский «долгий путь», конфуцианские идеалы семьи и общества как большой семьи, принцип «исправления имен», а также идея срединности и религиозный синкретизм.
Сыхэюань
В эпоху Чжоу появляется основная планировочная единица города – сыхэюань 四合院. В самом простом варианте сыхэюань представляет собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого расположены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры.
Сы 四 переводится как четыре, то есть четыре дома, хэ 合 — соединение, союз, юань 院 — двор. По принципу сыхэюань строились не только китайские дома, но и монастыри, императорские дворцы, учреждения. Согласно археологическим данным, первые дома сыхэюань появились еще в эпоху Западная Чжоу (1046-770 до н.э.).
В основе сыхэюань лежит цзянь 间 – пространство между четырьмя столбами-опорами, на которых держится крыша комнаты или павильона. Изначально сыхэюань представляет собой четыре цзянь с двором («небесным колодцем») посередине.
В богатых домах, дворцах или монастырях могло быть несколько таких дворов, связанных друг с другом разнообразными проходами и переходами. Как правило, новые дворы, если позволяла свободная земля, пристраивались с западной и восточной стороны. Дворы в монастырях обычно вытянуты по линии север-юг.
Классическим образцом считаются дома-сыхэюань Пекина. В других районах Китая в зависимости от климатических условий, доступного строительного материала, местных традиций и др., существовали свои типы домов, как правило, вариации сыхэюань.
Внешние стены традиционных китайских домов либо имеют маленькие окна, либо не имеют их вовсе. В старину, как правило, весь дом-сыхэюань занимала одна большая семья, состоящая из нескольких поколений. Сыхэюань символизировал её богатство и процветание. В семьях попроще каждое строение в сыхэюань состояло из одной комнаты. В богатой семье в каждом здании могло быть несколько комнат. Это отразилось и в языке: слово 房子 фан-цзы означает как дом, так и комнату.
Если позволяли размеры участка, то со временем внутренняя структура дома-сыхэюань могла значительно усложниться. Впрочем, система дворов с четырьмя основными строениями остается неизменной.
Так, в родовом особняке Конфуция в Цюйфу насчитывается более 300 комнат, в храме Конфуция в Цюйфу – 400, в монастыре Линъиньсы в Ханчжоу – 300 комнат, в Гугуне – 9999,5 комнат (поскольку 10 тыс. комнат может быть только в Небесном дворце).
Во дворах дома-сыхэюань устраивались небольшие сады. Сад рассматривался как даосская пустота, благодаря которой вещи обретают функциональность.
Китайский дом сыхэюань обязательно строился в соответствии с принципами китайской геомантии — фэншуй. Ни один элемент в нём не был случайным. Всё имело своё значение в соответствием с учением о пяти элементах, гармонизируя окружающее пространство и жизнь человека. Правильно построенный дом способствовал успеху и долголетию своего хозяина и членов его семьи.
♦ Подробнее: Традиционный китайский дом сыхэюань
Композиционная ось
В эпоху Чжоу начинает формироваться ось (по линии юг-север), на которую «нанизываются» основные здания. В период Чунь-цю (722-479 до н.э.) формируется правило «трех кабинетов и пяти ворот» 三朝五门 саньчао умэнь. В соответствии с ним, на ось «юг-север» «нанизывались» пять дворов. От главного входа, находящегося на юге, шел путь к главному павильону, где располагался тронный зал. Задняя часть (северная) была приватной. Согласно этой системе строились не только дворцовые постройки, большие дома-сыхэюань, но и монастыри.
Особенность китайской градостроительной оси – её невидимость, гипотетичность. В Европе же композиционная ось обычно открыта, и лишь в конце замыкается значимым строением.
В Китае же центральная ось скорее угадывается, постоянно перекрываясь зданиями и сооружениями, проходы через которые располагаются по бокам. Это связано с древней идеей, что злые духи-гуй 鬼двигаются только по прямой. Лишь в дни особых торжеств только император мог пройти через центральные ворота, которые специально открывались для него одного. Проход через них сопровождался многочисленными ритуалами и правилами.
Принцип симметрии оставался главным градообразующим принципом. Более древней является вертикальная симметрия (по оси «север-юг»), которую позднее дополнила горизонтальная симметрия (по оси «запад-восток»). Расцвет горизонтальной симметрии пришелся на время правления династии Тан (618-907), когда расширялись старые ансамбли. Тем не менее, ведущим оставался принцип вертикальной симметрии.
В наиболее полном виде вертикально-горизонтальная симметрия, предполагающая одновременное расширение по двум осям, наблюдается в таких памятниках, как Гугун в Пекине и Шэньяне.
Планы некоторых китайских столиц
Традиционный китайский город формировался из домов-сыхэюань, которые были объединены в кварталы. Улицы и переулки пересекались под прямым углом и были ориентированы по сторонам света. В центре города, иногда смещаясь к северу, располагался императорский дворец.
Сиань (Чанъань)
Лоян
Запретный город
Отличительная черта китайских столичных городов – это наличие Запретного города, закрытого для большинства жителей. Этот запрет связан с концепцией Сына Неба, согласно которой император предстает как связующее звено между Небом и Землей, выполняя одновременно и светские, и жреческие функции. Именно поэтому каждое действие императора строго регламентировано и сакрально.
В древности те, кто стали царями, избрали центр Поднебесной для того, чтобы заложить стольный град, центр стольного града — чтобы построить дворец, а центр дворца — чтобы возвести храм предков. (Люйши чуньцю, гл.6)
Однако, хотя правила и предписывали возведение Запретного города строго в центре, постоянно встречаются отступления, что объяснялось не только существующими природными условиями, но и определенными концепциями.
С эпохи Шан-Инь императорские комплексы разделялись по горизонтали на две части: переднюю торжественную, где проходили официальные мероприятия и заднюю приватную, где протекала жизнь императорской семьи. Граница между этими зонами проходила через главный дворец. По мере роста страны, усложнения структуры городов усложнялась и структура Запретного города. Обычно рост шел сначала по вертикальной оси, в результате чего появлялись три следующих друг за другом главных дворца-дянь 殿, а затем и горизонтальной оси.
Обязательным наличие Запретного города стало с эпохи Тан. Высокие стены, недоступность для посторонних, жесткий отбор слуг гарантировали безопасность императора. После свержения династии Юань был сначала построен Запретный город в Нанкине, первой столице династии Мин, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился.
При третьем императоре династии Мин Чжу Ди (правил под девизом Юн-лэ) столица была перенесена в Пекин, где в начале XV века был построен поражавший воображение современников Запретный город – Гугун, или Цзыцзиньчэн 紫禁城 («Пурпурный город»). В эпоху Цин был построен Запретный город в Шэньяне, уступающий Гугуну в пышности и великолепии.
История Пекина
Пекин унаследовал все градостроительные принципы, сложившиеся в предшествующие эпохи и довел их до совершенства. Ни один другой город Китая не обладает столь ярко выраженной структурой и ясной концепцией.
Название Пекин (Peking) пошло от первых европейских миссионеров, которые восприняли его на слух в соответствии с произношением того времени. Позднее во многих западных странах оно было заменено на более точное — Бэйцзин (Beijing). Тем не менее, в России и некоторых других странах, например, в Австралии или Франции, старое название используется до сих пор. Аналогично, мы произносим Нанкин, правильное название которого – Наньцзин 南京 (Южная столица).
Пекин – один из древнейших городов Китая. Первые люди появились в этой местности еще во времена палеолита. В пещерах Чжоукоудянь обнаружены остатки синантропа, принадлежавших к виду Homo erectus. Синантропы жили здесь долгое время, о чем свидетельствует мощный культурный слой, приблизительно от 230 до 77 тысяч лет назад. Отличительной особенностью синантропов было использование огня. В антропологии до сих пор остается дискуссионным вопрос, являются ли синантропы прямыми предками современных китайцев, или же это тупиковая ветвь эволюции.
В Чжоукоудяне также обнаружены следы Homo sapiens, живших в эпоху палеолита приблизительно 27-10 тыс. лет назад. На равнинах вокруг Пекина обнаружены земледельческие неолитические поселения, возраст которых датируется IV-V тыс. до н.э.
В эпоху Чжоу область, где сейчас расположен Пекин, входила в состав царства Янь 燕. Оно занимало территорию современной провинции Хэбэй и земли к северо-востоку, в том числе и Ляодунский полуостров. Янь было меньше и слабее других из числа «семи сильнейших царств», однако имело большое стратегическое и политическое значение. Отсюда шли важные пути в Южную Маньчжурию и Северную Корею.
В 222 году до н.э. оно было завоевано Цинь. Столица государства Янь первоначально располагалась в районе деревни Дунцзялинь, в Люлихэ на территории современного района Фаншань на юго-западе Большого Пекина. Затем столица была перенесена в город Цзи 薊, который находился на территории юго-западной части современного города Пекин, на территории районов Сюаньу и Фэнтай. Цзи в переводе с китайского переводится как «бодяк японский», или, проще, чертополох. Поэтому Пекин нередко образно называют 燕京 Яньцзин (столица Янь). Для защиты от кочевников к северу от города Цзи строились оборонительные сооружения.
Начиная с эпохи Цинь будущий Пекин превратился в один из провинциальных городков неподалеку от северной границы. В эпоху Троецарствия Пекин входил в состав царства Вэй. Во время правления династии Цзинь (265-420) в горах Сишань был построен буддийский храмовый комплекс Таньчжэ 潭柘寺, где, по преданию, впоследствии была погребена принявшая буддийское монашество принцесса Мяоян, дочь хана Хубилая и, соответственно, правнучка Чингисхана. После падения династии Цзинь Пекин оказывался на территории царств Поздняя Чжао 后赵 (319-351), Ранняя Цинь 前秦 (351-395), Ранняя Янь 前燕(337-370) и Поздняя Янь 后燕 (384-409). Цзи был переименован в Ючжоу 幽州, по названию округа, в котором он находился.
В эпоху правления династии Суй (581-618) Ючжоу оказался в стратегически важном месте: в 612 году начался очередной этап войны с корейскими государствами (Когурёско-суйские войны, 598, 612-614), что, в конечном итоге, привело к падению династии Суй и воцарению Тан в 618 году. Для улучшения снабжения император Ян-ди построил сеть каналов, связавших Ючжоу с Северокитайской равниной. В память об этой бесславной войне, в 645 году император Тай-цзун построил посвященный будде Вайрочане храм Фаюань 法源寺, первоначально назывался Миньчжунсы 悯忠寺, Храм верности и сострадания (ныне на территории района Сюаньу).
После падения династии Тан началась эпоха Пяти династий и десяти царств (907-960). В 923 году тюрки-шато основали государство Поздняя Тан (929-936), которое взяло под свой контроль практически весь Северный Китай. В 936 году военачальник Ши Цзинтан 石敬瑭 поднял мятеж и обратился за помощью к киданям. Однако кидани за помощь потребовали территориальные уступки. После основания государства Поздняя Цзинь 后晋 (936-947), Ши Цзинтан (храмовое имя Гао-цзу 高祖) передал киданями шестнадцать округов, в том числе и Ючжоу.
В 938 году Елюй Яогу повелел сделать окружной центр округа Ючжоу 幽州 Южной столицей государства Ляо, дав ей официальное название Наньцзин Юдуфу 南京幽都府.
Империя Сун (960-1279), объединившая большую часть территории Китая в 960 году, попыталась отвоевать утерянные северные территории. Сунский Тай-цзу лично возглавил войска, в 979 году подошедшие к ляоскому Наньцзину и осадившие город. Город выдержал трёхмесячную осаду, пока, наконец, в сражении на реке Гаолян (к северо-западу от современного Сичжимэнь) сунская армия не была разбита киданями. После этого войска империи Сун уже никогда не заходили так далеко на север.
В 1012 году название города было изменено на Наньцзин Сицзиньфу. В 996 году была построена существующая до настоящего времени мечеть Нюцзе 牛街礼拜寺, а в 1100-1119 годах — Храм Тяньнин 天宁寺.
Е Лунли в «Истории государства киданей» так описывает Наньцзин:
Южная столица — основана Тай-цзуном.
Южная столица находится на землях области Ючжоу, которая в древности входила в состав области Цзичжоу… При династии Тан здесь для контроля над сисцами и киданями было создано Фаньянское генерал-губернаторство. После того, как Поздняя Цзинь отказалась от этих земель, на них была создана Южная столица, называвшаяся также Яньцзин, входившая в округ Сицзинь…
Императорский дворец выглядит большим и величественным. В северной части города расположены рынки, на которые свозят всё, что дарует земля и море. Буддийские храмы, в которых живут монахи, превосходят все другие на севере. Производящиеся шёлковые ткани с затканным и вышитым узором и шёлковые изделия — лучшие в Поднебесной. На плодородной почве произрастают все виды овощей, фруктов и зерна. О тутовом дереве, кудрании, конопле, пшенице, овцах, свиньях, фазанах и зайцах нечего и говорить.
Вода хороша, а почва плодородна. Среди населения распространены многочисленные ремёсла. Талантливые занимаются изучением книг, а следующие за ними упражняются в верховой езде и стрельбе из лука, невзирая на трудности…
В 1125 году кидани были изгнаны чжурчжэнями, основавшими собственное государство Цзинь. После того, как цзиньский военачальник Ваньянь Дигунай убил императора Си-цзуна и сам занял трон, в четвёртом месяце третьего года правления под девизом «Тяньдэ» (1151 год) он издал эдикт о переносе столицы из Шанцзина в Наньцзин. Город был переименован из Наньцзина («Южная столица») в Чжунду (中都 «Центральная столица»), а его полным официальным названием стало Чжунду Дасинфу (中都大兴府). Так впервые в своей истории Пекин стал столицей крупной империи.
Чжунду был окружён крепостной стеной с 13 воротами (4 в северной стене, и по 3 в каждой из остальных), остатки которой до сих пор сохранились в районе Фэнтай.
Город имел вид прямоугольника, периметр которого, согласно современным обмерам, составлял около 20 км. Стены сегодня возвышаются на 4,5 м при толщине в основании 18,5 м. Сеть улиц делила внутреннюю часть города на районы и кварталы, 12 ворот в крепостной стене являлись естественными окончаниями проспектов. Внутри столицы был построен внутренний город, стены которого (с пятью воротами) тянулись примерно на 5,5 км. На территории внутреннего города располагались императорский дворец и важнейшие государственные учреждения. В самом городе было много дворцов, храмов, палат и торговых заведений.
Один из источников того времени так описывает Чжунду:
Стены по периметру достигали 75 ли; 12 ворот — с каждой стороны по трое… Южные ворота цитадели имели надвратную многоэтажную башню. Зрелище внушительное. Трое ворот стоят в одну линию… По углам высятся многоярусные башни. Черепица на них глазурированная, золочёные гвозди, красные двери, пять ворот стоят друг за другом.
В 1198 году был сооружён каменный мост Лугоуцяо через реку Юндинхэ, который прославился своей красотой и был воспет многими поэтами и изображен на живописных полотнах. В крепости Ваньпин, стоящей за ним, купцы останавливались на ночлег перед въездом в Пекин.
7 июля 1937 года здесь произошла стычка между солдатами японской Гарнизонной армии в Китае и ротой китайских войск, расквартированных в крепости Ваньпин, что послужило формальным поводом к началу японо-китайской войны 1937-1945 годов (которую китайцы считают частью Второй мировой войны).
Даду (Ханбалык)
В 1215 году Чжунду был взят войсками Чингисхана. Монголы полностью уничтожили город. Впрочем, место было удачным, и потому монголы основали здесь свою столицу, которую назвали Ханбалык, что значит «обитель хана». Марко Поло, предположительно побывавший здесь в 1266 году, транскрибировал его как Камбала. По-китайски оно звучит как Даду 大都, «Великая столица». Монголы произносили его как Дайду.
Даду стал столицей империи, а прежняя столица – город Шанду 上都, в 275 км к северу от Пекина, стал летней столицей. Ныне это археологический памятник, где сохранились остатки укреплений, фундаментов и глинобитных стен.
Даду несколько был смещен к северо-востоку относительно руин Чжунду династии Цзинь и относительно современного центра Пекина. Он унаследовал классическую квадратную планировку китайских городов с Запретным городом внутри.
Даду был окружен укреплениями: рвом, крепостным валом и стенами. Некоторые их фрагменты сохранились до сих пор, в Парке руин городской стены Юань Даду 元大都城垣遗址公园.
В эпоху Юань в Пекине появились хутуны, ставшие одной из его «визитных карточек». Это узкие, часто извилистые улицы, застроенные по двум сторонам одноэтажными домами-сыхэюань.
♦ По теме: Хутуны Пекина: жизнь китайцев как она есть
По одной из версий, слово хутун произошло от монгольских слов hot — «колодец», и hudun — «деревня», «лагерь». Первоначально хутуны были строго ориентированы по линии «запад-восток». Их соединяли переулки, ориентированные по линии «север-юг». Однако со временем застройка становилась все более хаотичной.
В эпоху Юань была построена Белая пагода 白塔, которая находится в одноименном монастыре в улице Фучэнмэнь и своими очертаниями повторяет знаменитую Белую пагоду в парке Бэйхай.
Примерно в это же время началась реконструкция древнего императорского парка Цзиншань. В 1267 году к западу от дворца были вырыты пруды Бэйхай, Чжунхай и Наньхай, по берегам которых был разбит парк.
Основание столицы династии Мин
После падения династии Юань и воцарения династии Мин столица была перенесена в Нанкин. Первым императором династии Мин стал Чжу Юаньчжан (1328-1398), весьма низкого социального происхождения – его дед по отцу был старателем, а по матери – шаманом. Чжу Юаньжан получил монастырское образование, впрочем, даже будучи уже императором писал с ошибками. Позднее примкнул к разбойникам, став одним из главарей банды, а затем принял активное участие в восстании Красных повязок. Благодаря своим качествам, вскоре он становится одним из лидеров восстания.
23 января 1368 года Чжу Юаньчжан в Нанкине провозгласил себя императором и основателем новой династии – Мин 明. Правил он под девизом Хунъ-у 洪武 «Разлив Воинственности». Даду был переименован в Бэйпин 北平, что значит «умиротворенный Север».
Наследником престола был назначен Чжу Бяо (1355—1392), скончавшийся еще при жизни своего отца. Поэтому после смерти Хунъу престол перешел к его 11-летнему внуку Чжу Юньвэню (1377-1403), который правил под девизом Цзянь-вэнь 建文 «Создание культуры». Его воцарение очень не понравилось остальным сыновьям умершего императора. В свою очередь, малолетний император не испытывал теплых чувств к своим дядьям. Особенно не любил он Чжу Ди, четвертого сына императора.
Чжу Ди владел наделом со столицей в Бэйпине. Блестящий полководец, знаток военного искусства Сунь-цзы, он быстро снискал себе любовь и уважение подчиненных. В 1402 году Чжу Ди подошел к Нанкину, и перед ним открыли врата. Императорский дворец загорелся. Чжу Юньвэнь бежал и, скорее всего, погиб в огне.
Взойдя на престол, Чжу Ди жестоко расправился со сторонниками второго императора. Поскольку далеко не все поддержали его права на престол, новый император начал массовые репрессии. Среди казненных оказался и историк Фан Сяожу 方孝孺 за отказ написать представление к инаугурации. Его род и ученики были «вырезаны в десяти поколениях».
Тем не менее, несмотря на репрессии в самом начале правления, период Юн-лэ вошел в историю Китая как один из самых благополучных. Хотя император придерживался конфуцианских норм и ритуалов, он оказывал серьезную поддержку буддизму. Были проведены значительные реформы во внутренней и внешней политике, направленные на повышение экономического уровня страны внутри и распространение влияния династии Мин вовне.
Тем не менее, до конца жизни Чжу Ди опасался возвращения свергнутого императора. Он начал большое строительство в своем удельном городе, а в 1421 году перенес туда столицу, переименовав его в Пекин – Бэйцзин, что значит «Северная столица».
Если Санкт-Петербург – это город воплощенной мечты Петра Великого, то Пекин, без сомнения, это город воплощенной мечты императора Юн-лэ. Он должен был стать образцовым городом, столицей мировой империи. Расположение Пекина почти идеально соответствует правилам фэншуй: к северу от него лежат горы, с запада и востока – более низкие холмы. Сам Пекин расположен на равнине. С гор стекают реки, к югу от города протекает небольшая река Ляншуй. В самом городе были прорыты каналы и устроены озера.
Центральная ось и Пять алтарей Пекина
При Чжу Ди был построен Запретный город и величественный Храм Неба. Через Пекин протянулась 6-километровая главная ось, на которую были нанизаны основные объекты. Для обороны северных границ близ Пекина началось строительство новых участков Великой китайской стены.
1. Ворота Юндинмэнь, южный вход во Внешний город
2. Храм Неба
3. Храм Земледелия
4. Ворота Цяньмэнь
5. Улица правительственных зданий (будущая площадь Тяньаньмэнь)
6. Ворота Чэньтянь (Тяньаньмэнь)
7. Храм Императорских предков Таймяо (ныне Дворец культуры трудящихся)
8. Храм Земли и Злаков (ныне парк Сунь Ятсена)
9. Запретный город (Гугун)
10. Парк Бэйхай
11. Парк Цзиншань
12. Императорский город
13. Башня барабана
14. Башня колокола
15. Ворота Аньдинмэнь
16. Пропорциональный анализ центральной части Пекинской оси
В соответствии с принципами у-син, в Пекине было построено пять основных алтарей, где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения: храмы Неба, Земли, Солнца, Луны и Шэцзи (богов Земли и Злаков).
Первоначально в Храме Неба находился также алтарь Земли, поэтому весь комплекс назывался Храмом Неба и Земли. Это до сих пор заметно в планировке парка, имеющего ассиметричный вид: круглый с северной стороны (круг – символ Неба) и квадратный с южной (квадрат – символ Земли).
В 1530 году с северной стороны был построен отдельный Храм Земли, имеющий форму квадрата.
В 1530 году из пекинского храма Неба и Земли 天地坛 тяньдитань (ныне Храм Неба 天坛 тяньтань) прежде находившийся там Алтарь Солнца был перенесен за ворота Чаоянмэнь. Он получил название Алтарь Утреннего Солнца 朝阳坛 чаоянтань., ныне 日坛 житань.
К западу от Запретного города в районе Фучэнмэнь, был устроен Алтарь Луны 月坛 юэтань.
Таким образом, на севере находится Алтарь Земли 地坛 дитань, на юге — Алтарь Неба 天坛 тяньтань. К западу от центральной оси лежит Алтарь Луны 月坛 юэтань, к востоку — Алтарь Солнца 日坛 житань.
В день зимнего солнцестояния совершались жертвоприношения в Храме Неба, в день летнего солнцестояния — в Храме Земли. Их всегда проводил лично император.
В день весеннего равноденствия церемонии жертвоприношения совершались в Алтаре Солнца. В нечетные годы десятеричного цикла (1-й, 3-й, 5-й, 7-й и 9-й — «янские», солнечные цифры) церемонию проводил император. В четные годы — заменяющие императора чиновники. В день осеннего равноденствия аналогичные церемонии проводились в Алтаре Луны. В иньские годы церемонию совершал император, в янские годы – заменяющие его чиновники.
В центре, с юго-запада примыкая к Запретному городу, расположен Алтарь Земли и Злаков 社稷坛 шэцзитань (ныне на территории парка Сунь Ятсена). Алтарь Земли и Злаков представляет собой куб из утрамбованной земли высотой в 1 м и длиной ребра – 15 метров.
Для алтаря была привезена земля из разных уголков Китая, поэтому его стороны в соответствии с принципами у-син имеют разный цвет: на восточной стороне земля синяя, на западной – белая, на южной – красная, на северной – черная, а в центре – желто-бурая. Разноцветная земля символизирует единство китайской территории. Алтарь был окружен невысокой стеной из разноцветных кирпичей, каждое ребро которых, как и алтарь, имело свою окраску в синий, белый, красный или черный цвет.
К востоку от Алтаря Земли и Злаков находится храм Императорских предков Таймяо 太庙 (ныне Дворец культуры трудящихся) где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения. Таким образом, император был обращен к двум мирам — миру живых, выраженным в Алтаре Земли и Злаков, и миру своих предков (храм Таймяо).
Алтарь Земли и Злаков находился внутри стен Внутреннего города, Храм Неба — во Внешнем городе, а три остальные алтаря — Солнца, Земли и Луны — за пределами крепостных стен.
Алтари Неба, Земли, Солнца и Луны окружают Запретный город в соответствии с учением у-син. Так, на юге располагается Небо, зрелый ян (на традиционных китайских картах юг расположен вверху, а не внизу, как на наших), на севере – Земля, зрелая инь, на востоке – Солнце, молодой ян, на западе – Луна, молодой инь, в центре, рядом с Гугуном – Алтарь Земли и Злаков. Эти пять алтарей являются основными, но в действительности их несколько больше, что видно на схеме ниже.
Два алтаря – Храм Неба и Храм Земледелия, обрамляли южный, торжественный въезд в город — ворота Юндинмэнь 永定门, снесенные в 1950-х годах и восстановленные в 2005 году.
В границах крепостных стен, построенных во время правления династии Мин, Пекин напоминает иероглиф 凸 ту (выступ, горб, бугор), в который вписан иероглиф 中 чжун (середина, центр), образованный стенами Запретного города и улицами, идущими к северу и югу от него.
♦ Подробнее: Крепостные стены, ворота и башни эпохи Мин в Пекине
В соответствии с правилами фэншуй, на юге селились ремесленники, на западе и востоке – более обеспеченная публика. К северу от Запретного города находились резиденции гунов – принцев, членов императорской фамилии. Кроме того, на севере, символизирующем мудрость, располагаются Храм Конфуция и Императорская Академия, к северо-западу от нее в конце XIX века возник университетский городок – университеты Цинхуа, Бэйда (Пекинский университет), ряд вузов, Академия наук Китая и зона инновационного развития — технопарк Чжунгуаньцунь.
Еще дольше, ближе к горам, находятся парки: Старый летний императорский дворец Юаньминъюань, Новый летний дворец Ихэюань, Ботанический сад с Храмом Спящего Будды, парк Сяншань (Ароматные холмы) и другие.
По учению у-син север также символизирует зиму, смерть и преображение (подобно тому, как зимой природа отдыхает перед весенним пробуждением). Поэтому в горах к северу от Пекина, недалеко от Бадалина были похоронены 13 из 14 императоров династии Мин и императрицы. Это место известно как «Тринадцать гробниц династии Мин» 明十三陵 Мин шисаньлин.
Пекин мыслился как центр мира. Запретный город и окружавший его Императорский город были окружены соответствующими алтарями, где император, считавшийся Сыном Неба, совершал жертвоприношения. Но главным в городе был, конечно, центр. В Пекине их два – собственно Запретный город, где проживал император и лежащая к югу от него площадь Тяньаньмэнь, «народное сердце Китая», как её называют.
Площадь Тяньаньмэнь
Свое название площадь Тяньаньмэнь получила по вратам Тяньаньмэнь — южным входом в некогда закрытый для простолюдинов Императорский город. Название Тяньаньмэнь 天安门 переводится как «Врата Небесного Спокойствия». Они были построены в 1415-1420 годах, затем несколько раз перестраивались. 1 октября 1949 года отсюда председатель Мао Цзэдун провозгласил основание Китайской народной республики.
В переводе с китайского «Тяньаньмэнь» означает «Врата Небесного Спокойствия». Это упрощенное маньчжурское название, которое по-китайски звучит как 受命于天,安邦治國 шоу мин юй тянь, ань бан чжи го — «принимать мандат Неба и умиротворять страну».
Ворота Тяньаньмэнь расположены с северной стороны площади Тяньаньмэнь 天安门广场 тяньаньмэнь гуанчан и являются южным входом в Императорский город 皇城 хуанчэн. В прошлом Императорский город занимал центральную часть так называемого Внутреннего города, который вместе с Внешним городом составлял территорию Пекина эпохи Мин.
Императорский город включает в себя Запретный город (Гугун), Алтарь Земли и Злаков (расположен в парке Сунь Ятсена), храм Императорских предков Таймяо 太庙 (ныне Дворец культуры трудящихся), район Чжуннаньхай 中南海 (ныне занятый правительственными и партийными органами КНР, закрыт для посещения), парки Бэйхай и Цзиншань, Алтарь божества шелководства (先蚕坛 сяньцаньтань, на территории парка Бэйхай), а также прилегающие к ним городские кварталы.
Севернее ворот Тяньаньмэнь расположены идентичные им врата Дуаньмэнь 端门 (Главные ворота), которые ведут к третьим вратам, входу в Запретный город — Умэнь 午门 (Полуденные ворота). С северной стороны в Императорский город ведут ворота, которые называются Ди’аньмэнь 地安门 — Врата Земного Спокойствия. Они были разрушены в 1954 году, в наши дни планируется их восстановление.
Таким образом, Императорский город, выступающий как символ земной власти императора — сына Неба, оказывается как бы заключенным между Небом и Землей. Он — наглядное выражение Великой Триады, гармонии Неба, Земли и Человека.
Врата Небесного Спокойствия были построены в 1420 году. В то время они назывались Чэнтяньмэнь 承天门, что значит «Врата принятия воли Неба», или «Врата принятия мандата Неба [на правление]».
При императоре Чэнхуа (1447-1487, правил с 1464 года) ворота были перестроены в виде, близком к нынешнему. Но в 1644 году они были сожжены повстанцами под предводительством Ли Цзычэна (1605-1645). В 1645 году, уже при новой династии Цин (1644-1911) ворота начали восстанавливать, работы закончили к 1651 году. Тогда же они получили свое нынешнее название.
Во времена правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) с ворот Тяньаньмэнь провозглашали важнейшие императорские указы. Через них император шел на церемонию жертвоприношения в день зимнего солнцестояния в Храм Неба, в военные походы и на свадебную церемонию. Соискатели высших ученых степеней получали здесь уведомления.
В прошлом на площади Тяньаньмэнь стояли ворота, построенные по приказу Чжу Ди. Они считались южным, парадным въездом в Императорский город и были чисто церемониальными, без крепостных стен сбоку, напоминая ворота гробниц императоров династии Мин. Первоначально они назывались 大明門 даминмэнь, «Великие врата Мин». После воцарения династии Цин в 1644 году они сменили свое название на 大清門 дацинмэнь, «Великие врата Цин». После падения цинской империи в ходе Синьхайской революции 1911-12 годов они были переименованы в 中華門 чжунхуамэнь — «Врата Китая».
Как видно из смены названий, это были «врата нации». Обычно они были закрыты, открываясь лишь на время, когда император проходил через них во время совершения различных церемоний. В 1954 году Врата Китая были снесены. Ныне на их месте находится мавзолей Мао Цзэдуна.
В центре площади Тяньаньмэнь находится Памятник народным героям — 人民英雄纪念碑 жэньминь инсюн цзиняньбэй.
С юга площадь Тяньаньмэнь ограничена воротами Цяньмэнь 前门 — Передние врата, иначе называемые Чжэнъянмэнь 正阳门, Врата Полуденного Солнца, или Главные Солнечные врата. Они были построены в 1419 году и первоначально стояли немного севернее своего нынешнего положения. Еще южнее расположена Башня лучников 箭楼 цзяньлоу 1439 года постройки. Сейчас внутри них находится музей.
Гугун (Запретный, или Пурпурный город)
Для того, чтобы попасть собственно в Запретный город, нужно пройти несколько ворот. Если пройти от площади Тяньаньмэнь (с юга), то первыми на нашем пути будут ворота Тяньаньмэнь 天安门 (Ворота Небесного Спокойствия).
Пройдя через них, мы окажемся на широкой дороге, ведущей к Гугуну. По левую сторону (на западе) будет бывший Алтарь Земли и Злаков, а ныне парк Сунь Ятсена (中山公园 Чжуншань гунюань). Справа — бывший храм поминовения императорских предков Таймяо (太庙 Таймяо), ныне Дворец культуры трудящихся (劳动人民文化宫 лаодун жэньминь вэньхуа гун). Далее на нашем пути будут ворота Дуаньмэнь 端门 (Почетные ворота, или Ворота Правильного Поведения).
Пройдя через них, мы окажемся перед стенами собственно Гугуна.
Запретный город со всех сторон окружен рвом с водой, над которым поднимаются неприступные стены высотой 10,4 метра.
Ниже, на схеме можно увидеть основные постройки Гугуна, расположенные симметрично относительно главной оси. Все второстепенные постройки сформированы по принципу сыхэюань.
Красный пунктир на схеме делит дворец на две части: внешнюю (外朝) и внутреннюю (内朝).
A. Ворота Умэнь 午門, «Полуденные ворота».
Б. Ворота Шэньумэнь 神武门, «Ворота военной доблести».
В. Ворота Сихуамэнь 西华门, «Западные ворота».
Г. Ворота Дунхуамэнь 东华门, «Восточные ворота».
Д. Сторожевые башни 角落 цзяолоу.
Е. Ворота Тайхэмэнь 太和门 «Ворота Высшей Гармонии».
Ж. Павильон Тайхэдянь 太和殿 «Зал/дворец Высшей Гармонии».
З. Павильон Чжунхэдянь 中和殿 «Зал/дворец Срединной (или Полной) Гармонии».
И. Павильон Баохэдянь 保和殿 «Зал/дворец Сохранения Гармонии».
К. Флигель Уиндянь 武英殿 «Флигель военачальника».
Л. Флигель Вэньхуадянь 文华殿 «Китайский зал/дворец».
М. Сад Цынин 慈宁花园 «Сад Доброты и Спокойствия».
Н. Наньсаньсо 南三所 «Три Южных Обители».
О. Дворец Цяньцингун 乾清宫 «Зал Небесной Чистоты».
П. Дворец Цзяотайдянь 交泰殿 «Зал Объединения и Мира».
Р. Дворец Куньнингун 坤宁宫 «Зал Земного Спокойствия».
С. Сад Юйхуаюань 御花园 «Императорский сад».
Т. Павильон Янсиньдянь 养心殿 «Зал Воспитания Сердца».
У. Дворец Ниншоугун 宁寿宫 «Дворец Спокойного Долголетия».
Гугун построен в соответствии с традициями строительства китайского жилища. Жилые строения и галереи, соединяющие их, стоят по периметру, в середине — квадратный или прямоугольный двор. По мере расширения дома к нему достраивались все новые и новые «квадраты».
Главные строения Гугуна полностью отвечают принципу «три кабинета, пять ворот» 三朝五门 саньчао умэнь.
«Три кабинета» 三朝 сань чао — это центральные залы-дворцы бывшей императорской резиденции:
- 外朝 вайчао – павильон для аудиенций 太和殿 Тайхэдянь (Зал Великой Гармонии);
- 治朝 чжичао – рабочий кабинет государя 中和殿 Чжунхэдянь (Зал Срединной Гармонии);
- 燕朝 яньчао (内朝 нэйчао) – аудиенция в покое для отдыха 保和殿 Баохэдянь (Зал Сохранения Гармонии).
«Пять ворот» 五门 умэнь — это:
- 皋门 гаомэнь – внешние (высокие) ворота 大清门 Дайцинмэнь (Врата Великой [династии] Цин);
- 库门 кумэнь – третьи ворота 天安门 Тяньаньмэнь (Врата Великого Спокойствия; вторыми, по видимому, надо считать уничтоженные «Врата нации» на площади Тяньаньмэнь);
- 雉门 чжимэнь – южные ворота императорского дворца 端门 Дуаньмэнь;
- 应门 инмэнь – главные ворота императорского дворца 午门 Умэнь (Полуденные врата, главные врата Запретного города);
- 路门 лумэнь – дверь во внутренние ворота императорского дворца 太和门 Дайхэмэнь (Врата Великой Гармонии).
В китайском языке есть иероглиф 困 кунь, который состоит из графем «дерево» внутри и опоясывающей его квадратной «ограды». Он означает «бедный», «нищий», «безвыходность», «осажденное положение». Прямоугольная форма Гугуна напоминает ключ «ограда», и потому деревья, посаженные внутри этой «ограды», несли бы плохое предзнаменование императору Поднебесной, Сыну Неба.
Чтобы избежать воплощения в реальности данного иероглифа, создатели дворца предпочли не сажать на его территории деревья и заложить все камнем, чтобы деревья не выросли сами. А для отдыха и культурных развлечений императора в северной части был построен сад Юйхуаюань.
Залы Высшей Гармонии (太和殿 Тайхэдянь), Срединной Гармонии (中和殿 Чжунхэдянь) и Сохранения Гармонии (保和殿 Баохэдянь) — то место, откуда Сыны Неба вершили свою власть. Это — сакральный центр не только Пекина, но и всего Китая, о чем свидетельствует иероглиф 和 хэ во всех трех названиях. «Гармония» 和 хэ — одна из основных категорий китайской культуры, она — «причина превращения всех вещей» (Ли цзи, «Записи о ритуале»).
В Зале Срединной Гармонии император проводил государственные экзамены на занятие высшей чиновничьей должности в государстве – цзиньши. Таким образом, сдача высших государственных экзаменов имела наивысший сакральный смысл, в этот момент вершилась Воля Неба, шел отбор самых достойных управленцев Поднебесной.
♦ Подробнее: Китайская экзаменационная система кэцзюй
Над троном императора в Зале Сохранения Гармонии находится надпись из четырех иероглифов: 皇建有极 Хуан цзянь ю цзи. Иероглиф цзи («предел», ср. с 太极 Тайцзи — «Великий Предел») означает также срединность (中 чжун), срединный путь (中道 чжундао), Путь (道 дао). Таким образом, смысл фразы заключается в том, что император, управляя государством, должен ограничивать себя, придерживаться принципов срединности, беспристрастности, умеренности.
С северной стороны Гугуна на рукотварных холмах расположен парк Цзиншань 景山. Это – так называемый «малый дракон», холм, лежащий к югу от больших гор.
В Гугуне находятся несколько больших мраморных барельефов с изображениями драконов. Дракон — это не только символ Китая и китайской нации, но и императора.
♦ Подробнее: Китайский император и дракон
В Гугуне немало и других сакральных изображений — черепаха (символ долголетия), журавль (символ супружеской верности), львы (символ царственности) и другие.
Каждое здание, каждый архитектурный элемент Гугуна таит в себе глубочайший смысл. Здесь все является символом и выражает идею сакральной власти Сына Неба, простирающейся на всю Поднебесную, дарующую покой и процветание подданным.
♦ Подробнее: Запретный город в Пекине (Гугун) — дворец императоров Поднебесной
Пекин как центр мира
Таким образом, если мы посмотрим на план Императорского города, Гугуна и центральной части Пекина, мы увидим вот такую картину:
Здесь наглядно видна миссия императора. Он – Сын Неба, который находится в пространстве между Небом и Землей (символически выраженного вратами Небесного спокойствия Тяньаньмэнь на юге и вратами Земного спокойствия Ди’аньмэнь на севере, а также круглым Храмом Неба на юге и квадратным Алтарем Земли на севере). Задача императора – это поддержание гармонии между Небом и Землей.
Сакральный центр китайского мира — это зал Срединной Гармонии, где через сдачу государственных экзаменов «получали посвящение» будущие чиновники.
Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»).
Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь» 王. Три горизонтальные черты – это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех (Дун Чжуншу, «Как путь царя объединяет триаду»).
Центральную часть Пекина часто ассоциируют с Драконом, головой обращенным к югу. Голова дракона простирается от ворот Чжэнъянмэнь до ворот Умэнь. Его тело — это Гугун, Запретный город. Хвост дракона тянется от центрального холма в парке Цзиншань к башням Колокола и Барабана и севернее.
С учетом всего вышесказанного, если мы внимательно посмотрим на карту исторической части Пекина, мы увидим вот такую картину:
Здесь четко видна Центральная ось, которая с некоторыми отклонениями протягивается почти от Храма Неба на юге к башням Колокола и Барабана на севере. Почти в её центре находится квадрат, образованный стенами Запретного города и каналом вокруг него.
Парк Цзиншань к северу от Запретного города с его горой символизирует ян — мужское, активное, светлое начало. Река Цзиньшуй южнее Запретного города символизирует инь — женское, пассивное, темное начало. На юге находится Храм Неба, на севере — Алтарь Земли, то есть инь содержит в себе ян, а ян — инь. По обе стороны от сакрального центра — алтари Солнца и Луны.
Пересечение центральной оси и стен Запретного города образуют иероглиф 中 чжун — «центр», «срединность». В его центре расположен Зал Срединной Гармонии 中和 чжунхэ. Это и есть главное «послание» Пекина миру. Гармония и Срединность, Срединная Гармония, единство Неба, Земли и Человека.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.